Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Наименование инновационного проекта "Технология и оборудование для выполнения батиметрических и гидрофизических измерений в труднодоступных участках морских акваторий, в сложных навигационных условиях" |
Рекомендуемая область пременения Океанологические наблюдения, комплексный мониторинг акваторий, инженерно-изыскательные работы |
Назначение, цели и задачи проекта Возможность получения гидрофизической информации на малых глубинах, в сложных навигационных условиях с непрерывной доставкой измеряемых параметров по телеметрическим радиоканалам на центр обработки данных |
Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы Для традиционных плавсредств выполнение батиметрической и гидрофизической съемки в пределах труднодоступных и мелководных участков морских акваторий, портов, гаваней, морских сооружений (нефтевышки), озер, водохранилищ при минимальных глубинах 0,2 м или в сложных навигационных, штормовых условиях затруднено, порой невыполнимо. |
Краткое описание предлагаемого технологического процесса Предлагаемое сверхмалое автономное гидрофизическое судно (САГС) предназначено для выполнения батиметрической и гидрофизической съемки при инженерно-изыскательских и экологических работах в пределах труднодоступных и мелководных участков морских акваторий, портов, морских сооружений (нефтяные вышки), озер, водохранилищ с непрерывной доставкой измеряемых параметров по телеметрическим радиоканалам на центр обработки данных (ЦОД) получаемой информации без присутствия человека. Изыскания могут выполняться в сложных навигационных и штормовых условиях, в том числе при выполнении оперативных работ на внутренних акваториях портов и гаваней, в акваториях опасных или недоступных для плавания традиционных плавсредств, при минимальных глубинах 0,2 м. Полученная информация в процессе плавания оGPS-координатах, глубине моря и гидрофизических параметрах воды через радиоканал передается в центральный пункт обработки. Важной методической особенностью обследования морских и прибрежных акваторий с помощью флота сверхмалых судов является возможность одновременного применения САГС, с измерительной аппаратурой, синхронно работающей в системе единого времени, что существенно повышает эффективность решения задач комплексного мониторинга акваторий. Обводы и архитектура корпуса САГС оптимизированы для достижения наилучшей мореходности в условиях интенсивного волнения. Для уменьшения остаточного рыскания, бортовой и килевой качки предусмотрена установка активных гироскопических стабилизаторов, работающих в потоке ходовых движителей. При разработке и изготовлении САГС использована технология судна с уменьшенным моментом инерции действующей ватерлинии (МИДВ). Судно с МИДВ способно преодолевать расстояние до 1000 морских миль за период выполнения отдельного эксперимента, решая при этом определенный выше круг задач в удаленных морских и прибрежных акваториях под оперативным управлением по спутниковым телеметрическим каналам связи «Гонец». Водоизмещение САГС составляет порядка 65 кг, при полезной приборной нагрузке 10 кг, длина корпуса 2,5 м, скорость экономического хода 3 узла. В качестве источника питания использованы порядка 40 кг литиевых аккумуляторов, которые обеспечивают непрерывную работу силовых установок в течение 300 часов. Аппаратура САГС питается электроэнергией вырабатываемой солнечными батареями. САГС представляет собой: корпус сверхмалого судна; рубка системы телеметрических каналов связи (антенны спутниковой системы связи «Гонец», спутниковой системы навигации «Глонасс», приемопередатчик и абонентский пункт спутниковой связи «Гонец» и навигации «Глонасс», блок управления телеметрических каналов связи); источник питания (литиевые аккумуляторы и блок питания); источник солнечной энергии - солнечные батареи; преобразователь напряжения; аккумулятор; гидролокатор бокового обзора: излучатели, приемники; аппаратурный блок; блок управления; блок предварительной обработки и накопления информации; машинное и рулевое отделения; движитель (винт); руль. В приборном отсеке наружу в углублениях (чтобы датчики не выступали за поверхность бортов) вынесены гермовводов (по 4 вдоль бортов) для подключения датчиков (например, датчики температуры, электропроводности, давления, рН, растворенного кислорода, редокса, нефтепродуктов, фенола и т.д.). На свободные гермовводы устанавливаются специальные заглушки, с помощью которых «закорачиваются» входы соответствующих информационных каналов. Предусмотрена возможность подключения до 56 забортных буксируемых датчиков. Источник солнечной энергии состоит из солнечных батарей, которые выложены на палубе и надежно изолированы от внешней среды радио прозрачным материалом, преобразователь напряжения преобразовывает (повышает) напряжение солнечных батарей до 12 вольт, которое подается на аккумулятор. Гидролокатор бокового обзора в основном предназначен для решения батиметрических задач. Излучатели расположены вдоль днища в центральной части САГС, а приемники расположены в центральной части поперек днища, в аппаратурном блоке осуществляется предварительная обработка, накопление батиметрических данных и последующая передача через р/канал на ЦОД. Работа САГС (при работе с одним или с несколькими САГС) заключается в следующем. Перед началом работы проходит полный цикл подготовки, включающий в себя включение и тестирование различных узлов и блоков, занесение программы работы САГС в программное устройство. После цикла подготовки САГС с обеспечивающего судна, либо с пирса, либо с любых других мест (координаты начальной точки обязательным образом должны быть занесены в программное устройство), судно отправляют в плавание. С этого момента САГС начинает выполнять работу по программе, заложенной в программном устройстве. Определение места САГС осуществляется по спутниковой системе навигации «Глонасс». Наблюдение за выполнением работы, заданной в программном устройстве, осуществляется с ЦОД. В случае отклонения от заложенной программы или в случае изменения программы работ вводят соответствующую корректировку по радиоканалу (на больших расстояниях по спутниковому каналу связи «Гонец»). По радиоканалу САГС выдает запрашиваемую ЦОД гидрофизическую информацию. В случае превышения гидрофизических данных заданных порогов (случай выполнения САГС задачи экологического мониторинга) САГС самостоятельно производит передачу гидрофизической информации ЦОД. По окончании работ САГС должно подойти к конечной точке, заложенной в программе, где производится выборка САГС. После выборки САГС проходит полный цикл поверочных мероприятий, и только затем производится выемка накопленной информации с целью проведения дальнейшей обработки данных. |
Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии Годовой экономический эффект 3500 тыс. руб. Аренда обычного судна в сутки 30тыс. руб., работа производится в три летних месяца по 30 дней, экипаж судна 7 человек со средней заработной платой 39 тыс. руб. в месяц. Формула расчета: (30000 руб.* 92 дней) + (7 чел *39000 руб.*3мес.)= 3579000 руб. Эксплуатация САГС в течение 3-х месяцев 50000 руб. 3579000-50000=3529000 руб. |
Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса Увеличение длительности непрерывной работы до 300 часов – использование меньшего количества судов; За эксперимент преодолевается расстояние до 1000 морских миль – решение определенно большего круга задач; Увеличение числа забортных буксируемых датчиков до 56 шт. – увеличение количества измеряемых величин; Использование электроэнергии, вырабатываемой солнечными батареями, для питания аппаратуры САГС – требуется меньшая подзарядка аккумуляторов на суше, увеличена длительность работы станции; Измерительная аппаратура синхронно работает в системе единого времени – повышается эффективность решения задач комплексного мониторинга; Установлены активные гироскопические стабилизаторы – уменьшена бортовая, килевая качка. |
Новые потребительские свойства продукции Достигнута наилучшая мореходность в условиях интенсивного волнения |
Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам Продукция соответствует государственным стандартам |
Стадия и уровень разработки Завершены эксперименты и проведены испытания опытных образцов в СКБ САМИ ДВО РАН г. Южно-Сахалинска. |
Предлагаемые инвестиции 4 млн. руб. |
Рынки сбыта РФ, страны Тихоокеанского региона |
Возможность и эффективность импортозамещения Предлагаемая в проекте технология и оборудование для ее реализации заменяет гидрофизическую самоходную платформу (ГСП), используемую за рубежом. Недостатком ГСП являются: низкая устойчивость при плохих погодных условиях; длительность непрерывной работы в 37,5 раз меньше, чем у САГС; малая скрытность проведения работ. Предлагаемое оборудование является более экологичным плавсредством, т.к. работает от аккумуляторов, нежели ГСП, работающая от двигателя внутреннего сгорания |
Возможность выхода на мировой рынок |
Срок окупаемости (в месяцах) 12 |
Дата поступления материала 06.07.2007 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)