ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

11-019-05

Наименование проекта

Методика определения потребности материальных ресурсов с учетом надежности заявок потребителей.

Назначение

Повышение надежности снабжения материальными ресурсами.

Рекомендуемая область применения

Планирование объемов закупок материальных ресурсов снабженческими организациями и структур-ными подразделениями. Особенно полезен в краткосрочном прогнозировании.

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы

Метод планирования потребности материальных ресурсов базируется на следующих принципах:

- учете заявок клиентов (что позволяет учесть переориентацию клиентов на другие источники снабжения);

- учете надежности заявок по клиентам;

- учете спроса, неподкрепленного предварительными заявками;

- стимулировании клиентов за выборку заказанных объемов нефтепродуктов;

- учете изменения тенденций в долевой структуре видов нефтепродуктов по группам взаимозаменяемых нефтепродуктов.

Метод обоснования потребности МР позволяет учитывать намерения потенциальных потребителей и планы их деятельности. При этом используются добавочные исторические данные (данные ведущих статистических рядов) на основе которых выявляются связи между предварительными заявками и реальным спросом по потребителям. Этот подход является простым и более «механистичным», чем факторный анализ, что значительно упрощает процесс планирование в производственных условиях. Такой подход особенно полезен в краткосрочном прогнозировании. Он позволяет учесть циклические флуктуации и поворотные точки в спросе.

Математическое ожидание величины спроса на отдельный вид МР (или группу взаимозаменяемых МР) по всем клиентам (делающим и не делающим предварительные заявки на снабжение) определяется по формуле

,

где Дбз - доля спроса на МР, приходящаяся на клиентов не делающих предварительные заявки на снабжение;

gn i - размер предварительной заявки i-го клиента по группе взаимозаменяемых МР, т;

Ксп i - коэффициент систематической погрешности в заявках i-го клиента.

Коэффициент систематической погрешности в заявках клиента определяем методом, основанным на осреднении значения прогнозируемого показателя за определенную длину последних периодов ретроспективного ряда с приданием им разного веса и последующей экстраполяцией тенденций изменения прогнозируемого показателя на основе изменения индексов его роста. Взвешивание производится за 3 - 5 периодов. Для годового планирования целесообразно применять при относительно стабильных условиях деятельности период в 5 лет, а при нестабильных - в 3 года, а для месячного планирования наиболее приемлемым периодом является 5-ти месячный. Практика прогнозирования объемов производства и сбыта показала, что часто наилучший результат дает использование взвешивания с весами, соответствующими порядковому номеру членов временного ряда в пределах периода взвешивания.

,

где kn ij - коэффициент погрешности заявки i-го клиента в j-м периоде;

j - порядковый номер периода;

y i - прогнозируемый индекс тенденции изменения погрешности i-го клиента.

Для расчета коэффициента вариации суммы случайных величин (каковыми являются размеры предварительных заявок клиентов) предлагается использовать формулу (10).

,

где v i- прогнозируемая величина коэффициента вариации случайной величины спроса рассматриваемого МР i-го клиента;

gп i - математическое ожидание случайной величины спроса i-го клиента.

Вышеизложенный метод позволяет проводить расчеты в четырех вариантах:

- при расчете по выделенным группам клиентов (крупных и остальных) отдельно по видам МР;

- при расчете для всех клиентов вместе отдельно по видам МР;

- при расчете по выделенным группам клиентов (крупных и остальных) в целом по группе взаимозаменяемых МР;

- при расчете для всех клиентов вместе в целом по группе взаимозаменяемых МР.

Апробация показала, что лучшие результаты дает вариант расчета по группам взаимозаменяемых МР в сочетании с выделением типичных групп клиентов. Такой подход позволяет улучшить (повысить надежность) результаты расчетов спроса.

Разработанный метод реализован авторами в виде программного продукта совместимого с программным обеспечением 1-С.

Преимущества перед известными аналогами

Аналоги не известны

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Методика позволяет предприятиям повысить надежность снабжения потребителей матери-альными ресурсами на 10 % и более и снизить расходы по снабжению засчет рационализации раз-мера оборотных средств.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

04.10.2005

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)