ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

50-008-05

Наименование проекта

Применение клеесварных соединений при ремонте кузовных конструкций автомобиля

Назначение

Совмещение технологических процессов - точечной сварки и склеивания металлов.

Рекомендуемая область применения

При ремонте кузовных конструкций автомобилей.

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

В комбинированных клеесварных соединениях, получаемых в результате совмещения технологических процессов - точечной сварки и склеивания металлов, максимально использованы преимущества сварки и склеивания, исключены многие недостатки присущие каждому из этих процессов в отдельности.

Химически стойкие клеи обеспечивают надежную антикоррозионную защиту внутренней полости соединяемого профиля и одновременно герметизируют соединения. Клеевая прослойка воспринимает значительную часть напряжений при нагружении комбинированного соединения, разгружая сварочную точку и улучшая ее работоспособность. Перераспределение напряжений значительно уменьшает их концентрацию в опасном сечении. Что значительно повышает прочность комбинированного соединения, особенно при циклических нагрузках. В свою очередь, сварные точки улучшают работу клеевого шва в условиях неравномерного отрыва - самого тяжелого нагрузочного режима для клея. В результате комбинированного клеевого и сварного соединений повышается общая работоспособность конструкции.

Исследования поведения клеесварных соединений под нагрузкой позволили определить наиболее нагруженные зоны соединений, а также провести комплексный сравнительный анализ напряженно-деформированного состояния (НДС) клеесварного, сварного и клеевого соединений. Такой анализ необходим для выбора свойств клеевого материала, обеспечивающего минимальные напряжения, выбора шага сварных точек или размеров катета и шага с величиной разрыва сварного шва, прогнозирования развития трещин в соединении.

Детали кабины и кузова автомобиля изготовляются из катаной листовой стали 08кп. В зоне термического влияния и литого ядра сварной точки вследствие разупрочнения и отжига при высокой температуре снижается значение предела упругости и предела прочности по сравнению с катаной листовой сталью, а также изменяется значение модуля упругости клеевого материала. При этом он не входит в состояние пластического деформирования (в отличие от сварного соединения).

Для наибольшей прочности клеевого шва рекомендуется его оптимальная толщина h=0,2мм, что обеспечивает минимальные эквивалентные напряжения в нем при использовании высокомодульных клеев.

Расчеты показали, что при одинаковой нагрузке в сварном соединении напряжения достигают предела текучести, а в клеесварном соединении составляют 12…32% от предела текучести в зависимости от модуля упругости клеевого слоя. Значительное снижение напряжений в соединении с применением клея позволит выдержать повышенные нагрузки и значительно увеличить срок службы соединения.

В целях минилизации напряжений в соединении с точки зрения статической прочности можно рекомендовать применение высокомодульных клеев в клеесварных соединениях в сочетании с минимально возможными технологическими изменениями толщиныhклеевого шва.

Применение клеесварных соединений при ремонте автомобилей (кузова, кабины) позволит существенно повысить как потребительские качества кузовов, так и технико-экономические показатели самой конструкции; при равной прочности сварного и клеесварного соединений в клеесварном можно сократить количество сварных точек на 40…50%, уменьшить диаметр (размер) сварной точки, что позволит сократить ширину фланца, которая определяется диаметром сварной точки или катетом сварного шва, и тем самым снизить массу конструкции.

Преимущества перед известными аналогами

Уменьшаются затраты на ремонт на 5%.

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Сокращение количества сварных точек, уменьшение трудоемкости на 8% и энергоемкости сборки кузовов на 15%.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

21.10.2004

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)