ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-072-04

Наименование проекта

Анализ организационного развития бизнеса как инструмент стратегического контроллинга

Назначение

Определение наиболее эффективных условий существования предприятия, развития бизнеса

Рекомендуемая область применения

Коммерческие и некоммерческие предприятия любых форм собственности

Описание

Результат выполнения НИР.

Одним из важнейших факторов, определяющих продолжительность существования предприятия и успешность его развития, является способность адаптироваться к внешней среде. Адаптация в свою очередь предполагает изменение системы управления, под которой понимается совокупность целей, методов и средств их достижения с учетом тенденций внешней среды.

Контроллинг как целостная система управления прибылью делает обоснованным выбор системы управления предприятием для текущих и прогнозируемых условий его функционирования. Такая возможность объясняется тем, что методология контроллинга нацелена на обеспечение долгосрочного существования предприятия посредством максимальной координации отношений и действий в разрезе предприятие - внешняя среда.

Различают стратегический и оперативный контроллинг. Стратегический контроллинг направлен на выявление и улучшение будущих шансов и рисков предприятия, то есть на поиск, расширение и сохранение потенциала успеха.

Оперативный контроллинг сосредоточен на рациональном использовании имеющихся ресурсов с целью обеспечения высокого уровня ликвидности и рентабельности предприятия.

Методика стратегического контроллинга может включать разработку новых стратегий на базе анализа внешней среды с помощью индикаторов раннего предупреждения и анализа внутренней среды посредством выявления внутрифирменных проблем.

Подпись: Уровень организационного развитияОдним из важнейших инструментов стратегического контроллинга может выступать анализ организационного развития бизнеса. Существует несколько теорий организационного развития, в частности, теория Ларри Грейнера. Согласно этой теории организация в процессе своей деятельности проходит несколько этапов, в частности, созидательный этап, прямое управление, делегирование ответственности, координация и сотрудничество. Переход от одного этапа к другому есть управленческая революция, в результате которой изменяются ценности организации, в том числе миссия и организационная культура (рис. 1). Исторический путь организации в целом представляет собой чередование эволюционных и революционных периодов.

Кризис

синергии

(РР)







ЭР - эволюционное развитие

РР - революционное развитие

Создание

бизнеса

(ЭР)

Прямое

управление

(ЭР)

Делегирование

ответствен-ности

Координация

(ЭР)

Сотрудни-

чество

(ЭР)







Размер организации, или возраст, или темпы развития отрасли

Рис. 1. Этапы организационного развития фирмы по Л. Грейнеру

Данная теория, изучающая динамику развития бизнеса, в определенной степени может дать ответ на вопрос: что будет с бизнесом завтра. А прогнозирование при разработке стратегии - ключевой момент, ведь точность попадания прогноза будет определять успешность стратегии.

Кроме того, анализ эволюции внешних условий существования бизнеса (эпох предпринимательства), эволюции этапов организационного развития, а также тех систем управления, которые были характерны для конкретных условий показал наличие взаимозависимости между этими переменными. К примеру, состояние внешней среды влияет на этап организационного развития, а тот в свою очередь - на основную систему управления (рис. 2).







Рис. 2. Взаимозависимость внешней среды, этапов организационного развития бизнеса и систем управления

Результаты проведенного анализа представлены в табл. 1.

Соответствие эпох предпринимательства,

этапов организационного развития бизнеса и систем управления

Табл. 1

Эпоха предприни-мательства

Эпоха промышленного переворота

Эпоха массового производства

Эпоха массового сбыта

Постиндустриальная эпоха

50-70-е гг.

xxв.

70-90-е гг.

xxв.

90-е гг. xx в. -настоящее время

Этап организа-ционного развития бизнеса

Созидательный этап

Кризис лидерства

Прямое управление

Прямое управление Кризис автономии

Делеги-рование Кризис

контроля

Координация Кризис бюрократии

Сотрудни-чество

Кризис синергии

Факторы

конкуренто-способности

Низкая себестоимость

Качество продукции

Адаптивность

Инновационность

Система управления

по ценностям экономического субъекта

Производственная

система управления

Маркетинговая система управления

Система управления тотального качества

Система управления постоянными изменениями

Система управления по степени изменчивости внешней среды

Контроль за исполнением

Долгосрочное

управление

Стратегическое планирование

Стратегическое управление

Система управления по ключевому фактору, лежа-щему в основе системы управления

Метод проб

и ошибок

Функциональная

система управления

Процессная система управления

Проектная

система

управления

Координацион-ные системы управления

Бюджетирование

balanced scoreсard(Вsc)

Идентификация этапа организационного развития бизнеса может включать как качественную, так и количественную оценки. Качественная оценка будет указывать на этап организационного развития, а количественная оценка - определять фазу этого этапа (становление, рост, зрелость, упадок).

Созидательный этапхарактеризуется ориентацией основателей предприятия на разработку, изготовление и реализацию продукта, создание внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженностью общим принципам. Прямое управление предполагает построение формальных управленческих систем и установление формальных связей (создание организационной структуры, систем отчетности и контроля, стандартизации бизнес-процессов, процедур и правил). Этап делегирования отличается необходимостью в децентрализации функций, делегировании полномочий, создании центров финансовой ответственности и систем мотивации, основанной на результатах работы. Координация включает внедрение процедур корпоративного планирования, а этап сотрудничества - перераспределение функций и ролей между подразделениями и центром, а также ориентацию на предпринимательское управление.

Количественная оценка будет основываться на предположении о тождественности (или тесной взаимосвязи) жизненного цикла организации и жизненного цикла основной отрасли предприятия. Иными словами, фаза жизненного цикла отрасли будет указывать на фазу этапа организационного развития предприятия.

В случае, если предприятие функционирует в нескольких отраслях, потребуется более глубокий анализ, например, с применением матрицы БКГ. Она устанавливает положение каждой сферы бизнеса в портфеле предприятия на основе двух критериев: относительной рыночной доли и относительного темпа роста отрасли. На основе этих данных можно вычислить средневзвешенную по предприятию рыночную долю и средневзвешенный относительный темп роста с тем, чтобы по данным агрегированным показателям определить фазу этапа организационного развития предприятия.

Идентификация этапа организационного развития, а также знание самого процесса организационного развития позволяют предполагать о характере возможных изменений как во внутренней, так и во внешней средах предприятия, что обеспечивает более взвешенный и точный прогноз будущих событий.

Таким образом, теория организационного развития бизнеса может стать полезным инструментом стратегического контроллинга, выводящего на новый, более качественный уровень систему стратегического планирования.

Актуально в России и в мире

Магазин хоккейной экипировки в москве хоккейные магазины москвы.

Преимущества перед известными аналогами

Разработанный практический вариант теории Ларри Грейнера для анализа организационного развития бизнеса на предприятии и как способ стратегического контроллинга

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Улучшение организации производства, повышение его эффективности в 1,2-1,3 раза

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

02.11.2004

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)