ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

44-006-04

Наименование проекта

Комплексный метод феррографии и инфракрасной спектроскопии в диагностике транспортных двигателей

Назначение

Оценка состояния вида и степени изнашивания двигателя, выявление неисправностей и предупреждение аварийной ситуации без выведения двигателя из эксплуатации.

Рекомендуемая область применения

Контроль состояния моторных масел в судовых дизельных установках, в транспортных двигателях.

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

На кафедре химии МГТУ совместно с ЗАО «Северный Морской Инженерный Сервис» разработан комплексный метод феррографии и инфракрасной спектроскопии (ИКС) для диагностики транспортных двигателей.

Данный метод комплексного анализа состояния дизельного двигателя по показателям смазочного масла включает в себя: определение вида и степени износа двигателя, обнаружение попадания в масло топлива, прорыва отработанных газов в картер двигателя, определение состояния моющих сульфонатных и антиокислительных алкилдитиофосфатных присадок и продуктов их срабатывания, содержания сажистых частиц в моторном масле.

По результатам исследования динамики изменения инфракрасных спектров различных циркуляционных масел в процессе эксплуатации двигателей составлены спектры свежих и рабочих масел, сравнивая которые можно делать выводы о степени срабатываемости антиокислительных и моюще-диспергирующих добавок. Использование метода ИКС является перспективным для определения состояния присадок с учетом качества масла. По результатам ИК-спектрального анализа можно сделать вывод об износе или залегании поршневых колец в цилиндрах двигателя. Обнаружение попадания отработанных газов в масло позволяет предсказать аварийную ситуацию на ранней стадии. Методика предусматривает также определение содержания сажистых частиц в моторном масле по поглощению на волновом числе 1980 см -1.

Использование метода феррографии позволяет определить вид и степень изнашивания как двигателя в целом, так и его отдельных механизмов. Разработан атлас частиц изнашивания дизельных двигателей и количественные показатели степени изнашивания механизмов двигателей. Микрорентгеноспектральный анализ состава частиц изнашивания подтвердил, что по внешнему виду и по цвету в бихроматическом, отраженном и проходящем свете можно достоверно идентифицировать частицы как металлические, так и неметаллические, а также определить вид сплава, из которого изготовлены изнашиваемые детали.

На основании проведенных исследований предложены браковочные показатели по результатам ИК-спектрального и феррографического анализа, определены их численные значения. Установлено, что в качестве браковочных показателей не могут быть приняты фиксированные значения, необходимо объективно рассчитывать степень их изменения, учитывающую марку масла, тип и степень форсировки двигателя. Выявлены корреляционные кривые, связывающие результаты анализа моторных масел, полученные методами феррографии и ИК-спектроскопии.

Тщательное и регулярное наблюдение за состоянием масла в течение всего срока его эксплуатации позволяет выявить недостатки в условиях работы смазываемых узлов или обнаружить дефекты в самом механизме. В этих случаях можно своевременно устранить причины неисправности и, таким образом, пре­дотвратить серьезную аварию. Это обеспечит увеличение ресурса двигателей, повысит эффективность работы судов за счет снижения затрат времени и средств на проведение ремонта и технического обслуживания судовых двигателей, увеличение эксплуатационного времени судов.

Таким образом, внедрение предложенной комплексной методики анализа моторных масел позволяет производить замену масла по фактическому состоянию, осуществлять регулярный контроль за состоянием двигателя по показателям качества масла, диагностировать механизмы и выявлять неисправности на ранней стадии возникновения, без выведения двигателя из эксплуатации.

Преимущества перед известными аналогами

Высокая точность, информативность, комплексность, экспрессность, отсутствие необходимой предварительной подготовки пробы для анализа и выведения двигателя из эксплуатации.

Стадия освоения

Опробовано в условиях промышленной эксплуатации в ЗАО "СевМИС", ОАО "Мурманский траловый флот", ОАО "Автоколонна 1118"

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Годовой экономический эффект составил для ОАО "Мурманский траловый флот" 9896,6 тыс.руб.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

12.04.2004

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)