ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

84-024-03

Наименование проекта

Вопросы методики оценки индекса эффективности информационной системы дистанционного обучения

Назначение

Оценка экономической эффективности информационной системы дистанционного обучения

Рекомендуемая область применения

Система дистанционного обучения

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

В области информационных систем (ИС) до настоящего времени применялся формальный подход для измерения количественной величины эффективности всей аппаратной составляющей и программного обеспечения, основанный на сравнении затрат до и после внедрения новой системы. Однако, для оценки экономической эффективности ИС ДО одних только экономических методов недостаточно.

Главное при этом правильно определить показатели эффективности обучения (подготовки и переподготовки специалистов). Нами были намечены для экспериментально-опытной проверки следующие показатели оценки эффективности:

-время затрачиваемое на дистанционное обучение слушателей курсов повышения квалификации менеджеров организаторов;

-качество знаний, умений и навыков, полученных в ходе дистанционного обучения.

Осуществление оперативного контроля за учебной деятельностью обучающихся в системе дистанционного обучения является до сих пор одной из главных проблем ДО.

При проведении различного рода тестов, экзаменов и зачетов в условиях, когда обучающиеся и преподаватели не видят друг друга, очень часто возникают ситуации, не связанные напрямую с добросовестностью самого обучающегося, например проблемы с выполнением контрольных работ в связи с плохой работой линии связи, компьютеров и т.п. в запланированный экзаменационный период.

В результате анализа опыта работы по обеспечению качественного оперативного контроля были разработаны такие популярные сейчас на дистанционных курсах методы, как компьютерное тестирование (телетестинг), метод рейтинговых оценок и проектно-коммуникативные методы. При этом результаты тестирования выдаются с большой скоростью.

При использовании методики рейтинговых оценок, итоговый зачетный балл формируется чисто статистически и привносит элемент соревновательности, сравнения с уровнем подготовки обучающихся из разных городов, регионов, стран.

Среди многообразия методов оценки, используемых нами в проектируемой системе ДО выделим следующие:

-написание реферата по заданной теме;

-референтную оценку работы другого обучающегося, изучающего ту же тему;

-личное интервью с преподавателем (в синхронном или асинхронном режиме);

-оценку работы обучающегося «равным по положению», т.е. другими обучающимися, работающими в одной учебной группе;

-самооценку работы обучающегося.

Все перечисленные методы организации контроля учебной деятельности очень хорошо реализуются в условиях телекоммуникационной сети. причем не только с помощью наиболее современных синхронных видеотелеконференций, проходящих в режиме реального времени и требующих немалых материальных затрат на свою организацию, но и с помощью ставших уже привычными всем электронной почты и системы асинхронных телеконференций.

Для проведения оперативного промежуточного контроля при дистанционном обучении также очень удобно использовать разнообразные анкеты, рассылаемые слушателям в определенные сроки по электронной почте.

Анкета, наряду с тестами, является одним из самых распространенных средств проведения тестирования учащихся. В широком смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета является достаточно гибким инструментом, поскольку вопросы можно задавать множеством различных способов. Анкета требует тщательной разработки, апробирования и устранения ее недостатков до начала ее широкого использования. В ходе подготовки анкет отбирают вопросы, которые необходимо задать, выбирают формы этих вопросов, их формулировки и последовательность. Главное правило при этом: не задавать лишних вопросов, поскольку необходимо экономить время работы студента.

Форма вопроса может повлиять на ответ. Бывает два типа вопросов - закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Данные, полученные с помощью закрытых вопросов, гораздо легче подвергнуть систематизации, интерпретации и автоматически свести в таблицы, что очень существенно при организации массового дистанционного обучения.

Существует ряд зарубежных стандартов оценки качества информационных систем (ISO9000, ТРС,BaldrigeAward), которые показывают, что оценка эффективности информационной системы дистанционного обучения (ИС ДО) должна носить комплексный финансовый, общесистемный, социальный, педагогический и правовой характер.

В зарубежных источниках предлагается несколько методик оценки эффективности ИС ДО, например:

1. Методика оценки выгод, получаемых от информационной системы, где оцениваются прямые и косвенные расходы. К материальной экономии относят сокращение трудозатрат и снижение издержек на информационные ресурсы. К нематериальной - повышение качества обслуживания, конкурентоспособность, удовлетворенность потребителя и ценность услуг ИС.

2. Методика обоснования и определения эффективности капиталовложений в информационные системы формулируется технологическая стратегия достижения улучшения показателей бизнеса при создании, но близко удовлетворяющая поставленным требованиям.

В области информационных систем (ИС) до настоящего времени применялся формальный подход для измерения количественной величины эффективности всей аппаратной составляющей и программного обеспечения, основанный на сравнении затрат до и после внедрения новой системы. Однако, для более полной оценки эффективности ИС ДО одних только традиционных методов подсчета недостаточно.

В новых социально-экономических условиях организации деятельности учебного центра необходимо оценивать и такой важный экономический параметр деятельности образовательного учреждения как прибыль на инвестируемый капитал

Сейчас представляют интерес корректные способы определения бесконечно малых неосязаемых выгод от применения информационных систем и технологий, которые оправдают большие вложенные ассигнования в них.

Существует ряд зарубежных стандартов оценки качества информационных систем (ISO9000, ТРС,BaldrigeАwаrd), которые показывают, что оценка эффективности ИС ДО должна носить комплексный финансовый, общесистемный, социальный и правовой характер.

В зарубежных источниках предлагается несколько методик оценки эффективности работы информационной системы дистанционного обучения, например:

1. Методика оценки выгод, получаемых от информационной системы, где оцениваются прямые и косвенные расходы, эффект подразделяется на исчисляемый и неисчисляемый. К материальной экономии относят сокращение трудозатрат и снижение издержек на информационные ресурсы;

- воздействие инвестиций на стоимостную структуру бизнеса, воздействие информационной системы на достижение целей организации и т. д.; воздействие на - повышение качества обслуживания заказчиков, потребителей образовательных услуг, конкурентоспособность, удовлетворенность потребителя и ценность услуг информационной системы.

2. Методика обоснования и определения эффективности капиталовложений в информационные системы формулируется технологическая стратегия достижения улучшения показателей бизнеса при создании новой информационной системы или модернизации существующей, определяются основные направления требуемых усовершенствований.

3. Методика СВ-90 корпорации Огас1е - обеспечивает оценивать материальные и качественные преимущества и риск, связанный с построением новой информационной системы, используется также в случае когда определяются материальные и качественных выгоды, а также факторы риска при инсталляции новой системы.

4. Методика оценки индекса эффективности информационной системы - это совокупность показателей эффективности, которая определяет индекс эффективности информационной системы (ИС): доля инвестиционных средств информационной системы в средних доходах (до 30%);

- рыночная ценность - отношение текущей рыночной стоимости оборудования к доходам (до 15%);

- прибыль за последние 5 лет использования информационной системы (до 15%);

- расходы на содержание персонала информационной системы и расходы на обучение персонала - ( до 20%);

- доступ пользователя - число персональных компьютеров (ПК) к числу сотрудников (до 15%).

Как видно, все известные методики предполагают сопоставление качественных, количественных или нечетко заданных показателей. Например, некоторые факторы этих методик - этапность внедрения системы обработки и хранения информации, перспективы развития аппаратных средств и ПО, опыт проектировщиков, конъюнктура рынка и т. д. не поддаются формализации и не могут быть явно выражены. Поэтому не может быть математически четкого результата, а будет множество вариантов, обеспечивающих удовлетворительное значение для существующих показателей и наилучший компромисс между ними.

Задача оценки эффективности может быть представлена вектором оптимизации:

max V (f 1 (x), f2 (x), … fn(x))

где х-n- матричный вектор требовании (экономических, финансовых, правовых и т.д.), определяемый выбранным вариантом технологического решения системы;X- множество допустимых решений;f1,f2 …fn-мерная вектор-функция, компонентами которой являются показатели эффективности функционирования системы на векторе решенийx, находящихся во взаимном противоречии;

V- общая функция ценности, определяемая на множестве значений эффективности.

Предполагается, что функция Х задана в явном виде, функцияfзадается в явном и неявном виде, функцияVвообще не задается в явном виде.

Таким образом,

- в качестве цели может быть поиск ответа на вопрос о степени, в которой допустимые решения могут одновременно удовлетворять требованиям по всем показателям;

- задача не является достаточно четкой;

-критерием решения может быть выбрана область достаточно близко удовлетворяющая поставленным требованиям.

Для оценки эффективности информационной системы мы использовали методику 4.

В этом случае был сформирован ряд комплексных показателей эффективности. Каждый из показателей имеет свое количество оценочных элементов. Набор предварительно намеченных параметров, характеризующих перечисленные показатели, отобранный нами для опытной проверки и адаптации к условиям работы системы.

Преимущества перед известными аналогами

Увеличение производительности процесса обучения, экономия времени за счет применения блочно-модульной системы

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Производительность процесса обучения повышается в 2-3 раза

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

05.06.2003

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)