ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

11-028-03

Наименование проекта

Численное моделирование ударного взаимодействия волны с корпусом судна при слеминге

Назначение

Совершенствование методов расчета гидродинамических ударных волновых нагрузок судов

Рекомендуемая область применения

Определение величин расчетных нагрузок при проектировании судов и проведении других исследований в части науки о прочности судна

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

В данном исследовании рассматривалась математическая модель волнового движения жидкости в присутствии перемещающегося тела. Волновой характер движения частиц описывался уравнениями Герснера. При этом моделирование волны происходило в два этапа: инициализации волны и её дальнейшей энергетической подпитки.

Разрешающей системой уравнений являлись уравнения движения вязкой жидкости в форме Навье-Стокса. Пространственная дискретизация этих уравнений осуществлялась по методу контрольного объёма, важным преимуществом которого является то, что в нём заложено точное интегральное сохранение таких величин, как масса, количество движения и энергия для любой группы объёмов и для всей расчётной области.

Полученная расчётная конечно-объёмная модель включала в себя четверть носовой оконечности судна проекта 19620, ограниченную диаметральной плоскостью и плоскостью мидель-шпангоута как плоскостями симметрии. Вокруг корпуса судна рассматривались некоторые объёмы воды и воздуха, ограниченные плоскостями симметрии, отдаление которых от корпуса определялось из условия минимизации влияния процессов, происходящих в области границ на искомую величину давления вблизи корпуса.

Перемещения корпуса при качке имитировались килевыми перемещениями его как твёрдого тела. Параметры этих перемещений (амплитуды и скорости) определялись по программе расчёта продольной качки судна на регулярном волнении, разработанной автором. При этом за расчетную была выбрана волна с относительной длинойl/l= 1.0, как наиболее опасная с точки зрения параметров удара (скоростей относительных вертикальных перемещений сечений носовой оконечности и сочетания фаз этих скоростей и соответствующих скоростей волны).

 

 

 

 

 

 

 

В результате расчёта строились графики зависимости гидродинамических ударных давлений от времени (рис.1). Имеющийся графический аппарат позволил явно определить зону действия ударных давлений на корпусе и точку приложения равнодействующей гидродинамических сил.

Рис. 1. График зависимости давления (Па), действующего на носовую оконечность, от времени, полученный в численном эксперименте дляvнп= 2.5 м/с.

Ударные изгибающие моменты корпуса судна вычислялись по импульсной схеме. Величины импульсов ударных сил определялись графически из условия равенства площадей реальной эпюры гидродинамических сил и приведённой (рис.1).

Полученные величины ударных изгибающих моментов оказались существенно ниже величин ударных давлений, регламентируемых Правилами Российского Речного Регистра.

Преимущества перед известными аналогами

Повышение точности и эффективности расчетного метода. Учет реальных волновых движений жидкости.

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Снижение материалоемкости на 10 %.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

11.07.2003

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)