ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-015-03

Наименование проекта

Разработка системы менеджмента качества предприятий на основе стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года

Назначение

Плдготовка предприятия к внедрению междунардных стандартов ИСО 9000 версии 2000

Рекомендуемая область применения

Предприятия различных отраслей промышленности

Описание

Результат выполнения

Фундаментальной основой нового семейства стандартов ИСО серии 9000 новой версии 2000 года являются восемь принципов менеджмента качества, которые базируются на известной концепцииTQM. В стандарте ИСО 9000:2000 содержание этих принципов описано слишком кратко, что затрудняет их понимание на предприятиях. В этой связи в докладе дается более подробный их анализ:

1. Ориентация на потребителя. Все организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности. Благополучие любой организации, предприятия зависит от объемов реализации производимых ими продукции или услуг, которые в свою очередь зависят от соответствия этой продукции (услуг) потребностям и ожиданиям потребителей.

2. Лидерство руководителя. Прежде всего необходимо, чтобы руководители высшего звена своим личным примером демонстрировали приверженность к качеству. Один из способов реализации принципа - определение руководством предприятия долгосрочной политики и миссии предприятия по вопросам качества и трансформация этой политики в измеряемые цели и задачи, в том числе для производственных и функциональных подразделений.

3. Вовлечение работников. Люди составляют наиболее существенную и ценную часть организации, поэтому наилучшее использование возможностей людей может принести организации максимальную пользу. Каждый сотрудник должен чувствовать, что его цели совпадают с целями компании и должен отождествлять себя с ней. Людей надо мотивировать к качественному труду и к участию в процессе непрерывного улучшения.

4.Процессный подход. Стандарты ИСО 9000 новой версии основаны на подходе к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов. При этом каждый процесс рассматривается как система:

•входы и результаты процесса должны четко определяться и измеряться;

•должны определяться потребители каждого процесса, идентифицироваться их требования и изучаться их удовлетворенность результатами процесса;

•должно устанавливаться взаимодействие данного процесса с функциями предприятия;

•каждый процесс должен управляться и должны устанавливаться полномочия, права и ответственность сотрудников за управление процессом;

•при проектировании процесса необходимо уделять внимание его ресурсному обеспечению.

5. Системный подход к менеджменту. Системный подход предполагает переход от менеджмента качества к качеству менеджмента всей организации. Фактически, занимаясь совершенствованием системы качества, специалисты предприятия невольно, а подчас и осмысленно вовлекаются в область общего менеджмента предприятия.

Сегодня система менеджмента качества проявляется как наиболее полно разработанная подсистема управления предприятием, получившая мировое признание благодаря стандартам ИСО серии 9000. В связи с этим именно эта подсистема должна стать концептуальной основой (ядром) для формирования интегрированной системы менеджмента предприятия. На предприятии не должно быть отдельной системы качества, а должна быть единая система менеджмента, базирующаяся на принципах менеджмента качества.

6. Постоянное улучшение. Реализация этого принципа, прежде всего требует определенной перестройки сознания и формирования у каждого работника предприятия потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом. Как правило, принцип реализуется не путем постановки широкомасштабной цели, а маленькими шагами и прорывами, но постоянно и повсеместно. При этом эффективность всех процессов должна постоянно повышаться.

7. Принятие решений, основанное на фактах. Данный принцип является альтернативой обычно применяемого на практике способа принятия решений на основе интуиции, чутья, конъюнктуры, прошлого опыта, предположений и др. Решения будут наиболее эффективными, если они основываются на анализе данных и информации.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Реализация принципа требует идентификации основных поставщиков, организации четких и открытых связей и отношений (основанных на балансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон), обмена информацией и планов на будущее совместной работы по четкому пониманию потребностей потребителей, инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов. Система качества должна иметь стимулирующие механизмы по признанию достижений и улучшений поставщика.

Реализация описанных восьми принципов в России связана с большими трудностями. Дело в том, что эти принципы не соответствуют принятой на российских предприятиях устаревшей технологии управления. Поэтому перед созданием системы менеджмента качества предприятию необходимо выполнить этап подготовки к внедрению новых стандартов. Для этого разработано методическое, информационное и организационное обеспечение подготовки предприятий к внедрению стандартов ИСО 9000 версии 2000 года. В соответствии с этой разработкой подготовка предприятий проводится путем последовательного выполнения следующих этапов:

1. Формирование минимально необходимого для предприятия комплекта нормативных, методических и информационных документов по внедрению международных стандартов ИСО серии 9000 новой версии.

2. Организация изучения данных стандартов руководителями и главными специалистами предприятия как минимум по 24-часовой программе.

3. Диагностический анализ предприятия и оценка уровня соответствия системы качества требованиям стандартов ИСО 9000 версии 2000 года.

4. Составление программы работ по созданию на предприятии системы менеджмента качества в соответствии с новыми стандартами ИСО серии 9000.

Разработку этой программы на предприятии рекомендуется осуществлять на основе применения методологии внедрения стандартов ИСО новой версии 2000 года с учетом результатов предыдущего диагностического анализа и оценки предприятия. Программа работ по созданию на предприятии системы менеджмента качества складывается из следующих пяти последовательно выполняемых разделов:

• организация руководства созданием системы менеджмента качества, формирование команды проекта;

• определение стратегий (политики) в области качества;

• выделение и описание бизнес-процессов, действующих на предприятии;

• выделение и описание процессов системы менеджмента качества;

• документирование системы менеджмента качества и подготовка к сертификации.

Использование на практике разработанных рекомендаций вместе с предложенной схемой поэтапной подготовки предприятий к созданию системы менеджмента качества дает возможность избежать ущерба от формального и фиктивного внедрения в нашу промышленность стандарта ИСО серии 9000 версии 2000 года.

Преимущества перед известными аналогами

Рекомендации и схемы поэтапной подготовки предприятий к созданию системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение эффективности работы предприятия в 1,5 - 2 раза.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

16.01.2003

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)