ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-004-03

Наименование проекта

Влияние химического состава литейных сплавов на механические свойства вагонного литья

Назначение

Разработка оптимальных технологий изготовления вагонного литья

Рекомендуемая область применения

Литейное производство в машиностроении

Описание

Результат выполнения НИР.

Ужесточение условий эксплуатации железнодорожного транспорта, увеличение скорости движения грузовых поездов, грузоподъёмности вагонов и ин­тенсивности маневровых операций, расширение сети железных дорог в районах Севера требуют значительного повышения конструкционной прочности основных литых деталей автосцепного устройства грузового вагона - корпуса автосцепки и тягового хомута, выходящих из строя по хрупким и усталостным разрушениям, а также по износу. Поэтому основной задачей промышленных пред­приятий, изготавливающих вагонное литьё, является разработка оптимальной технологии изготовления, которая обеспечивала бы высокие механические и эксплуатационные свойства отливок, с учетом растущих требований МПС РФ.

С целью оптимизации химического состава, определения его влияния на механические свойстваsВ,sТ,d,jи КСU-60и выявления математической зависимости была проведена обработка большого массива реальных промышленных плавок, выполненных на ОАО БСЗ. Было подвергнуто анализу 500 мартеновских плавок для отливок «Тяговый хомут» и «Корпус автосцеп­ки». Исследуемая функция включала 7 параметров, соответствующих действительному содержанию в каждой плавке С, Мn,Si,S, Сr,Ni,Cu.

Обработка данных на компьютере выявила следующие зависимости:

sВ= -1+ 61,1С + 19,95Мn+ 20,6Si- 141,45S+ 30,4Сr+ 9.27Ni+

+ 12,02Сu- 208.43Ti- 5,52Аl(МПа);

sТ= 19,68 + 80,38С+ 14,96Мn + 19,37 Si - 135,5 S + 22,52 Cr + 7.02 Ni +

+ 4,8Сu -58,11 Ti - 95Аl (МПа);

d= 22,46 - 21.26С+ 3,88Мn + 0,64 Si - 85,19 S - 8,34 Cr - 8,24 Ni -

- 0,89Сu + 163,4 Ti - ,79Аl (%);

j= 46,82 - 21.26С+ 3,88Мn + 3,42 Si - 522,83 S - 10,55Сr - 8,49 Ni +

+ 3,5Сu + 428,ЗTi + 25,19Аl (%);

КСU -60 = 4,83 + 6,72С+ 1,56Мn + 0,36 Si - 94,34 S - 1,84Сr - 2,65 Ni +

+ 2,83Сu - 109,9Тi + 7,7Аl (кгс/мм2).

Из анализа полученных уравнений видно, что наиболее значимыми являются коэффициенты при С, МnиSi. Элементы С, Мn,Siповышают прочностные свойства сталиsВ,sТ,и КСU-60, но понижаются пластические свойства сталиdиj, что является нежелательным для данных отливок. Хром значительно увеличивает прочностные характеристики стали, повышает относительное удлинение и относительное сужение и при этом практически не снижает ударную вязкость. Следовательно, Сrявляется полезным элементом для стали 20ГЛ. Сера - вредная примесь, поэтому нежелательно её содержание в стали более 0,04 %.

На основе анализа полученных уравнений найден оптимальный химический состав стали для вагонных отливок, предложенный ОАО БСЗ.

Преимущества перед известными аналогами

Определение оптимального химического состава стали для вагонных отливок, его влияние на механические свойства стали и выявление математической зависимости между компонентами и техническими характеристиками

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение механический и эксплуатационной прочности корпуса автосцепки и тягового хомута в 1,35 раза

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

09.01.2003

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)