ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-076-02

Наименование проекта

Повышение контактной жесткости деталей машин методами поверхностного пластического деформирования ППД

Назначение

Повышение качества поверхностей деталей машин

Рекомендуемая область применения

Металлообработка

Описание

Результат выполнения НИР.

Среди технологических методов, обеспечивающих повышение жесткости, большая роль принадлежит поверхностному пластическому деформированию рабочих элементов деталей машин. В результате обработки этими методами изменяются физико-механические свойства поверхностного слоя, повышается его структурная однородность, образуется поверхность с меньшей шероховатостью. Указанные изменения должны существенно повысить контактную жесткость. Однако, несмотря на актуальность, влияние методов ППД на контактную жесткость к настоящему времени изучено мало.

Из применяемых методов ППД особого внимания заслуживает отделочно-упрочняющая обработка, и, в первую очередь, обкатка шариками и алмазное выглаживание. Исследовано влияние этих методов на состояние поверхностного слоя и опорную площадь, в значительной степени определяющих контактную жесткость. Исследование выполнялось в связи с необходимостью повышения контактной выносливости подшипников качения и опор буровых шарошечных долот. Все эксперименты проводились как на специальных образцах, так и непосредственно на реальных деталях (кольцах подшипников, цапф, лап буровых долот и роликах), изготовляемых из сталей ШХ15, 55СМА, 14Х2НЗМА и др. После термической обработки образцы имели твердость, соответствующую твердости натурных деталей (hrc 56-60 - для элементов опор долот и hrc 62 - 64 - для деталей подшипников качения). Перед обкаткой и алмазным выглаживанием образцы шлифовались для получения седьмого класса чистоты. Реальные детали обрабатывали методами ППД после выполнения финишных операций, предусмотренных технологическим процессом. Применение обкатки шариком приводило к повышению класса чистоты шлифованных поверхностей с седьмого-восьмого до девятого, а алмазное выглаживание - до десятого класса.

Обкатка роликов из стали ШХ15 с исходной шероховатостью по одиннадцатому классу чистоты также вызывала снижение шероховатости, но без изменения класса чистоты. В результате алмазного выглаживания тех же роликов чистота поверхности улучшалась до тринадцатого класса.

Резкое снижение шероховатости рабочих поверхностей опор буровых долот и образцов после обкатки и алмазного выглаживания значительно увеличило опорную площадь, что подтверждается кривыми, изображенными на рис. 1. Следует иметь в виду и то, что микронеровности, образованные в процессе обкатки и выглаживания, имеют в несколько раз большие радиусы закругления по сравнению с таковыми у шлифованных поверхностей.

Рис. 1. Кривые опорной поверхности шлифованных (1), обкатанных шариком (2) и выглаженных алмазом (3) образцов из стали ШХ15.

Влияние рассмотренных методов обработки на изменение опорной площади у роликов показано на рис. 2. Из кривых на этом рисунке видно, что обкатка и особенно алмазное выглаживание, несмотря на высокую исходную чистоту по­верхности роликов (С13), и в этом случае увеличивают опорную площадь (кривые 3, 4 и 6).

Рис. 2. Кривые опорной поверхности роликов: а) с учетом волнистости
- после доводки (1), обкатки шариком (2) и алмазного выглаживания (5);

б) без учета волнистости - после доводки (3), обкатки шариком (4)
и алмазного выглаживания (6);

Однако для правильной оценки опорной поверхности, кроме микрогеометрии, необходимо учитывать еще и волнистость. Правильно выбранные параметры деформирующего инструмента и режимы обработки при достаточной жесткости системы СПИД практически не приводят к образованию волнистости и снижают имеющуюся волнистость. В тех случаях, когда в силу «технологической наследственности» волнистость имеет место, она оказывает влияние на величину опорной поверхности, а следовательно, и на контактную жесткость. Сказанное хорошо иллюстрируется кривыми, представленными на рис. 2.

Вследствие поверхностной пластической деформации, происходящей при обкатке и алмазном выглаживании сталей со структурой отпущенного мартенсита, образуется наклепанный слой, характеризуемый повышенной твердостью. В этом слое формируются благоприятные остаточные сжимающие напряжения и происходят изменения субструктуры.

Исследованиями установлено, что глубина наклепанного слоя после обкатки шариком деталей из сталей ШХ15, 55СМА, 14Х2НЗА и других составляет 0,5-1,2 мм при возрастании поверхностной твердости на 80-140 Нv. Максимальная величина остаточных сжимающих напряжений достигает при этом 50-80 кГ/мм 2. Пластическая деформация указанной структуры сопровождается увеличением плотности дислокации и измельчением блоков. Происходит также выделение карбидов высокой дисперсности и превращение остаточного аустенита в мартенсит, усиливающих эффект упрочнения. Исследования показали, что обработка поверхностей методами ППД повышает долговечность деталей по контактной выносливости и износу.

Стендовые испытания подшипников качения № 409 с упрочненными обкаткой желобами колец показали, что их средняя долговечность возрастает более чем в два раза по сравнению с обычными подшипниками. Такие же результаты были получены на 4 ГПЗ и при эксплуатации упрочненных подшипников № А36204Е2, смонтированных в шпиндельных узлах желобошлифовальных станков.

Так, по рекомендации автора отделочно-упрочняющая обработка роликовых дорожек и роликов опор шарошечных буровых долот внедрена на Куйбышевском долотном заводе. Обработка производится при помощи обкатки шариком диаметром 4,7 мм со средним давлением в контакте 275- 280 кГ/мм 2. Длительной эксплуатацией таких долот установлено двухкратное повышение контактной выносливости упрочненных элементов опоры.

Проведенное исследование показывает, что при оценке контактной жесткости необходимо обязательно учитывать физико-механические свойства поверхностного слоя, так как именно они, наряду с микрорельефом, определяют сопротивляемость действию сил при контактном нагружении.

Преимущества перед известными аналогами

Определение влияния методов ППД на контактную жесткость деталей машин

Стадия освоения

Способ (метод) проверен в лабораторных условиях

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение долговечности деталей машин по контактной выносливости к износу в 2 раза

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

06.06.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)