ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-074-02

Наименование проекта

Жесткость колес подвижного состава и ее определение

Назначение

Проектирование ответственных деталей машин

Рекомендуемая область применения

Железнодорожный транспорт, КТИ, НИИ

Описание

Описание к ИЛ-08-074-02

Результат выполнения НИР.

При проектировании таких ответственных деталей машин, как колеса подвижного состава, необходимо, помимо прочностного расчета, производить проверку их жесткости, устойчивости, а также выяснять поведение колеса в режиме колебания.

В современном транспортном машиностроении широкое распространение получают колеса подвижного состава облегченного типа. Эти колеса изготавливаются обычно из однородного материала, а иногда в виде прокатных колес, имеющих алюминиевые ступицы и стальные ободы.

Такие колеса, обладающие большим запасом упругой потенциальной энергии, будучи использованы на железнодорожном транспорте, имеют по сравнению со стандартными колесами уменьшенный собственный вес, что приводит к значительной экономии металла.

Кроме того, при движении состава с такими колесами заметно снижается шум.

Для увеличения долговечности колес железнодорожных и трамвайных вагонов, конечно, потребуются изыскание новых различных сплавов металлов, выяснение режима их термообработки, а также разработка новой совершенной технологии изготовления колес.

Одновременно с этим для проектирования оптимальных типов облегченных колес необходимо иметь уточненную методику расчета колес, обеспечивающих высокую прочность и оптимальную жесткость.

С точки зрения прочностных расчетов, колесо подвижного состава является сложным объектом, состоящим из нескольких элементов (ступицы, обода, бандажа).

Вопрос расчета колес на прочность в той или иной степени освещен в нашей технической литературе. Вопросы же расче­та колес на жесткость и колебания из-за сложности их в на­стоящее время решены недостаточно четко.

При проектировании колес подвижного состава проверка их жесткости не производится, а вопросы, связанные с колебаниями колеса при движении, не выясняются. Остается также не решенным и вопрос определения оптимальной вели­чины жесткости колес подвижного состава. Также отсутству­ют технические условия и нормы на проектирование и изго­товление колес подвижного состава облегченного типа.

Основной задачей этой работы является показать, как с по­мощью аналитических и частично экспериментальных методов определить жесткость колес подвижного состава и тем самым помочь проектировщикам в выборе оптимального типа колеса.

Обычно жесткости колес устанавливают в трех направле­ниях: в вертикальном - от сжатия, в горизонтальном - от растяжения и в поперечном направлении - от изгиба.

Вертикальной жесткостью колеса называется величина силы, которая, будучи приложена в центре колеса в верти­кальном направлении, вызывает единичное перемещение в этом направлении.

Горизонтальная жесткость колеса определяется величи­ной силы, приложенной вертикально к оси колеса, которая вызывает единичное перемещение в направлении горизонталь­ного диаметра колеса.

В этом понимании жесткость колеса в горизонтальном направлении будет всегда выше вертикальной жесткости колеса.

Жесткостью в поперечном боковом направлении назовем величину такой поперечной силы, которая вызывает единичное перемещение колеса в направлении этой силы.

Размерность жесткости выражается в t/cм.

Несомненно, колесо небольшой податливости, т. е. малой жесткости, способно хорошо сопротивляться воздействиям ударных нагрузок, но, с точки зрения прочности и динамики, эта конструкция может оказаться неприемлемой. Поэтому важно знать величины жесткостей тех колес, которые нахо­дятся у нас в эксплуатации на транспорте, и сравнивать жесткости новых проектируемых облегченных с уже существующими и опробированными на практике.


Жесткости колес подвижного состава определяются аналитически, путем подсчета величин перемещений отдельных точек различных типов колес в трех направлениях от воздействия как вертикальных, так и боковых сосредоточенных нагрузок.

В нижеследующей таблице приведены величины жесткостей колес различных типов подвижного состава: как стандартного, находящегося в эксплуатации, так и спроектированных отечественными научно-исследовательскими организациями и заводами.

№ п.п

Тип колеса

Значение жесткостей в т/см

в направлениях

вертикальн.

горизонт.

боковом

1.

Стандартное грузового вагона

5880

20830

45,7

2.

Цельнокатаное, грузового вагона

4360

16110

22,9

3.

Тепловозное

5460

24780

33

4.

Электровозное

4717

24180

40

5.

Другие колеса грузового вагона

Не определялись

19,4

6.

Чугунные колеса с отбеленным

ободом ОЧК-500

(Для узкой колеи)

1тип 7240

Не определялось

537

iiтип 4650

40

iiiтип 6710

370

С диском без ребер 7246

552

С гофриро-

ванным дис-

ком 6757

356

7.

Спицевое колесо передней сцепной

оси паровоза

1417

14700

Не опре-

делялось

Приведенная таблица позволяет дать сравнительную оценку жесткостям конструкций облегченных колес новых типов, а также спицевому колесу.

Таблица значений жесткостей может быть использована при проектировании новых типов колес подвижного состава.

Преимущества перед известными аналогами

Упрощеннный метод расчета жесткости колес подвижного состава

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Годовой экономический эффект за счет снижения себестоимости изготовления колес подвижного состава - 2,2 тыс. руб. на ед. продукции

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

31.05.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)