ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-051-02

Наименование проекта

Перспективные ремонтно-восстановительные технологии - "ХАДО-технологии"

Назначение

Повышение износостойкости трущихся деталей машин и восстановление изношенных деталей машин

Рекомендуемая область применения

Машиностроение, транспорт и др. отрасли народного хозяйства, металлообработка, ремонт

Описание

Результат выполнения НИР.

Разработан принципиально новый метод обработки деталей и целых узлов с использованием направленной полной диффузии (РВС технологии) в корне меняющим традиционное понятие ремонта.

Метод применяется для восстановления изношенных деталей машин и получения упрочняющего металлокерамического покрытия в разных отраслях народного хозяйства: машиностроении, энергетике, транспорте и др.

В основе метода лежит способность триботехнических составов РВС технологий при определенных условиях диффундировать в глубину поверхностного слоя металлов, вызывая упрочняющие его дислокации.

РВС представляет собой твердое вещество, параметры кристаллической решетки которого очень близки к аналогичным параметрам одной из фазовых составляющих стали. Триботехнический состав РВС не присадки, а новый вид обработки, так как он воздействует на металлы с улучшением их физических свойств.

Минеральный состав ремонтно-технического ХАДО-состава: Амфибол, Биотит, Ильнетит, Магнантит, Тальк, Петландит, Пирротин, Серпентин, Халькопирит и ряд других компонентов представляющих «now-how».

Рассматривая упрощенно, с физической точки зрения, весь процесс воздействия триботехнического состава РВС на металлы можно подразделить на три фазы:

1.Попадая в зону контакта, внесенные в смазку мелкодисперсные частицы РВС производят микрошлифовку поверхности, снимая оксидную пленку, и, воспринимая энергию трения (в микрообъеме контакта давление достигает величин до 100 МПа и температур до 1500С), активизируются и начинают диффундировать в кристаллическую решетку металла. При этом диффузия РВС в более твердую поверхность происходит медленнее, что приводит в итоге к полному выравниванию микротвердости поверхностных микрослоев контактирующих поверхностей. На этой фазе процесса повышается прочность микрослоев на 8-12% и шероховатость достигает значенийra=0,16 мкм.

2.Внедрившись в поверхность металла, РВС под воздействием контактных нагрузок диффундирует вглубь кристаллической решетки. Происходящие при этом изменения, приводят к значительному увеличению линейных размеров.

3.Под воздействием сверхвысоких давлений и температуры в точке контакта из компонентов триботехнического состава РВС начинает формироваться металлокерамический слой на контактирующих поверхностях. С образованием металлокерамического слоя трение начинает резко снижаться и, соответственно, уменьшается энергия для активизации РВС. Наступает момент, когда энергия трения настолько незначительна, что процесс останавливается. Характерной особенностью процесса является его способность к саморегуляции, обусловленная тем, что он происходит одновременно в обеих контактирующих поверхностях под воздействием одной и той же нагрузки. Одинаковая микротвердость поверхности в сочетании с низкой шероховатостью приводит к возникновению уникального антифрикционного эффекта.

Приведенное описание поверхностно отражает происходящие процессы, но позволяет получить представление о методе обработки триботехническими составами РВС.

Низкий коэффициент трения металлокерамических поверхностей (0,01-0,007) позволяет, в некоторых случаях эксплуатировать механизмы и машины определенное время "на сухую", т.е. вообще без применения смазки.

Триботехнические составы РВС технологий являются совершенными легирующими материалами для пар трения. Наиболее ценны эффекты:

•обработка цилиндро-поршневых групп: (требует 10...50 мин);

•обработка любого редуктора закрытого типа (в пределах 45....90мин);

•приработка золотниковой пары передачи "винт-гайка", плоских направляющих (за 1,5...2 часа);

•повышение твердости и микротвердости на 15-.30% на глубину до 400 мкм после точения и на 15....50 мкм после закалки, шлифования и полирования за счет появления соединений магния и кремния в матрице железа;

•увеличение пятна контакта до 90...96% от номинальной площади опор за счет расширения фактических площадок контакта, но уже на кремневой основе;

•упрочнения и наращивания опорных площадок поверхностей трения, что восстанавливает полностью геометрию детали при резком повышении качества поверхностных слоев;

•отказ от жидких смазок в пользу консистентных и РВС технологий с графитовыми композициями;

•применения после обработки РВС жидких масел, которые выполняют по существу задачи теплообмена, что позволяет заменить дорогие масла низкосортными и дешевыми;

•обработка цилиндро-поршневых групп, заднего моста и коробок передач, как минимум на 50 тыс. км пробега отдаляет необходимость капитального ремонта автотранспорта;

•сокращение потребления топлива транспортными средствами и установками до 5%.

Преимущества перед известными аналогами

Применение для ремонта и упрочнения деталей машин триботехнических составов РВС

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение твердости и микротвердости деталей на 15-30%, производительности труда в 5-6 раз, экономия энергоресурсов

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

15.04.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)