ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

04-124-02

Наименование проекта

Поиск участков концентрации дорожно-транспортных происшествий (программа "REVENT")

Назначение

Выявление участков концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на автомобильных дорогах общего пользования, характеризующихся повышенной вероятностью их возникновения.

Рекомендуемая область применения

Дорожные ремонтно-строительные организации, службы обеспечения безопасности движения.

Описание

Результат выполнения технологической разработки.

По данной программе производятся оценка опасности возникновения ДТП, диагностика дорожных условий, сопутствующих ДТП, назначение и разработка эффективных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, по совершенствованию транспортной сети автомобильных дорог при их эксплуатации.

Участки концентрации ДТП чаще всего определяются неблагоприятными дорожными условиями и включают участки автомобильных дорог, где уровень фактической аварийности превышает допустимый.

Основными дорожными факторами, способствующими возникновению участков концентрации ДТП, являются:

-Наличие дефектов покрытия и обочин, технических средств организации дорожного движения и инженерного оборудования;

-Сложное сочетание геометрических элементов трассы, снижающее режим движения транспортных средств;

- необеспеченное расстояния видимости проезжей части и встречных в плане и поперечном профиле;

-нарушение зрительной плавности и ясности выбора дальнейшего направления дороги;

-несоответствие геометрических параметров трассы дороги состоянию покрытия;

-отсутствие оборудованных пешеходных переходов в необходимых местах;

-неудовлетворительный уровень содержания дорог и др.

Таблица 1

Интенсивность движения,

авт./сут.

Минимальное количество ДТП за три года на участках их концентрации при длине участка, м

До 200

200-400

400-600

600-800

800-1200

3000-7000

3

3

3

4

4

7000-11000

3

3

4

4

5

11000-20000

Свыше 20000

4

4

6

6

8

В соответствии с методическими рекомендациями (1) местоположение участков концентрации Д принимают путем последовательных приближений, а именно: от произвольно выбранного адреса ДТП откладывают шаблон расстояния от максимальных значений минимальных в пределах их изменения в соответствии с табл.1. Далее для каждого полученного участка дороги определяется за расчетный период число ДТП и коэффициент относительной аварийности.

По данным результатов расчетов выявляют участок наименьшей длины, где имеет место концентрация ДТП. При этом протяженность участков концентрации ДТП принимается равной расстоянию от первого до последнего ДТП на данном участке.

Аналогичные расчеты повторяются для последующих участков дороги, когда от адреса следующего на дороге ДТП откладывается расстояние той же величины.

В результате расчетов на исследуемых участках дороги выявляют концентрацию ДТП и устанавливают ее отсутствие. Расчет считается законченным, когда определен адрес последнего ДТП рассматриваемого участка дороги.

Решение данной задачи по выявлению участков концентрации ДТП реализовано разработанной на кафедре автомобильных дорог АГТУ программой «revent» (автор Крапивин В.В.), написанной на языке С++ с использованием системыborland c++ builder.

По данной программе могут быть выявлены участки концентрации ДТП для федеральных территориальных дорог при наличии полной информации исходных данных, а также при отсутствии сведений о фактической интенсивности дорожного движения и точной (метровой) привязки адресов ДТП.

Для работы программ исходными сведениями являются:

-расчетный период (принимается для дорогi…iiкатегорий - 3 года, для остальных - 5 лет);

-данные о длинах километровых участков (фактические расстояния между километровыми указателями) на рассматриваемой дороге (это не обязательно 1000 м);

-интенсивность движения по участкам, авт./сут.;

-адреса (местоположения) ДТП в формате КМ+М;

-сведения об участках прохождения дороги по населенным пунктам и застроенным территориям (от км А до км Б);

-средняя плотность ДТП для дорог данной группы (в случае, когда следует выявить концентрации ДТП при отсутствии данных по интенсивности движения);

-указание методики, по которой будет выполняться поиск участков концентрации ДТП (в программе предусмотрено 4 методики).

Данные для расчетов могут быть приняты по техническим паспортам автомобильных дорог, карточного учета ДТП в ГИБДД, а также из таблиц базы комплексной автоматизированной системы (КАС), имеющейся в управлении Архангельскавтодор (программа имеет возможность импорта из базы данных).

Программа построена по принципуmdi(многодокументного интерфейса) имеет главное окно, содержащее главное меню, панель инструментов и строку состояния. Подчиненные окна программы располагаются в пределах главного окна. Основным инструментом для работы пользователя с программой является главное меню (как и в других приложенияхwindows). Главное меню располагается под заголовком главного окна программы. Главное окно программы появляется сразу после ее запуска.

Повышение безопасности дорожного движения обеспечивается своевременным выявлением участков концентрации ДТП и оценкой степени их опасности, проведение диагностики ДТП с определением причин сопутствующих их возникновению. Это позволяет разработать мероприятия по устранению неблагоприятных дорожных условий, определить эффективность планируемых мероприятий по проведению оптимального комплекса дорожных работ для обеспечения безопасности движения на дорогах.

Для выявления участков концентрации ДТП применяются статистические методы, основанные на анализе фактических данных о ДТП за период не менее 3-х лет и наличие информации по интенсивности дорожного движения. Определение таких участков существенно зависит от полноты и достоверности таких данных: сведений (с точностью до метра) о местоположении ДТП и среднегодовой суточной интенсивности движения, о фактических расстояниях между стойками-указателями километровых участков на дороге и т.п.

Основным показателем аварийности при выявлении участков концентрации ДТП являются: абсолютное количество ДТП, совершенных на рассматриваемом участке дороги за расчетный период и коэффициент относительной аварийности, учитывающий количество ДТП, приходящихся на 1 млн. авт.-км.

Коэффициент относительной аварийности определяется по формуле:

К АВ =

гдеn -число ДТП на рассматриваемом участке дороги за расчетный период;

n- среднесуточная интенсивность движения, авт./сут.

l -длина рассматриваемого участка, км;

m- число лет в расчетной периоде (для дорогi-iiкатегорий - 3 года, дляiii…v категорий - 5 лет).

При этом к участкам концентрации ДТП для дорог с интенсивностью движения свыше 3000 авт./сут. относят участки, на которых количество ДТП за расчетный период не менее значений, приведенных в табл.1 (!), а коэффициент относительной аварийности - не менее 0,3.

Для ввода исходной информации используются диалоговые окна меню «Правка» и/или «Импорт». Диалоговые окна, вызываемые из меню «Правка» имеют таблицу редактирования данных, в которую можно добавлять, вставлять и удалять строки. Диалоговые окна из меню «Импорт» служат для заполнения параметровsol-запросов (импорт из базы данных осуществляется черезsolзапросы).

Подчиненные окна служат для отображения исходных данных и результатов поиска участков концентрации ДТП. Причем результаты поиска могут быть представлены и распечатаны как в табличном виде, так и в виде линейного графика. Подчиненное окно разбито на 2 области - область исходных данных и результатов расчета. Обе области имеют свое контекстное меню, пункты которых дублируют некоторые специальные функции главного меню, а так же дополняют некоторые возможности программы по представлению результатов расчета.

В главном окне программы могут находиться несколько подчиненных окон (ограничивается только ресурсами компьютера), поэтому можно обрабатывать несколько участков дорог или разновременные данные для одного участка, что очень удобно - сопоставив результаты можно отследить динамику развития участков концентрации ДТП.

В подчиненном окне имеется своя строка состояния, в которой отображается такая информация, как выбранная методика, название участка дороги, шифр проекта и др.

Для выявления участков концентрации ДТП по программе «revent» нужно сделать следующее:

1.Запустить программу;

2.Создать новый проект поиска концентрации (через меню «Файл»);

3.Выбрать методику и ввести данные проекта поиска в появляющихся автоматически диалоговых окнах;

4.Ввести все необходимые данные из бумажных носителей или импортировать из базы данных (меню «Правка» и/или «Импорт»);

5.Выполнить поиск концентрации ДТП (через меню «Анализ»).

Естественно, программа поддерживает сохранение исходной информации в файлы на диске и последующее их использование. Так же в программу встроена поддержка комплексного импорта информации из базы данных для «быстрого» ввода исходных данных. Так же сделана специальная установочная программа для установки программы «revent» на компьютер с дискет или с Сd.

Результатами работы программы являются распечатки таблиц результатов поиска концентрации ДТП или линейный график с участками концентрации ДТП.

Преимущества перед известными аналогами

Возможность оперативной разработки мероприятий по устранению неблагоприятных дорожных условий и определения эффективности планируемых мероприятий.

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

На 20-30% повысилась оперативность выявления участков концентрации ДТП и своевременной разработки мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

28.10.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)