ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

84-041-02

Наименование проекта

Методы определения расхода масла автомобильными двигателями

Назначение

Для определения технического состояния двигателя по параметрам отработанного масла.

Рекомендуемая область применения

Методы диагностики состояния деталей цилиндро-поршневой группы двигателя.

Описание

Результат технологической разработки.

Расход масла двигателем от его замены до замены определяется уравнением

gМ=gУ+gП, (1)

где:gУ- расход масла на угар, кг/ч;

gП- расход масла при утечках через сальниковые и другие уплотнения двигателя, кг/ч;

Вполне очевидно, что при технически исправном двигателеgП»0 и уравнение (1) будет иметь вид

gМ=gУ(2)

Расход масла в большинстве случаев (в эксплуатации и на заводах - изготовителях двигателей) принято считать в процентах от израсходованного топлива, т.е.

,(3)

гдеgМ- доля израсходованного масла за конкретные наработку в часах или пробег в км (в литрах или кг);gТ- доля израсходованного топлива за те же самые наработку или пробег.

Современные автотранспортные дизельные двигатели выпускаются с расходом маслаgМ0= 0,2ч0,4% от расхода топлива (расход масла новых двигателей). По мере эксплуатации двигателя расход маслаgМпостоянно увеличивается, что связано с износом деталей цилиндро-поршневой группы (гильз, поршней и колец). На рис. 1 показана зависимость расхода масла двигателей ЯМЗ-238 от их пробегаs(относительно расхода масла новых двигателей). Указанная зависимость построена по результатам эксплуатации двигателей ЯМЗ-238 и их модификаций на автомобилях МАЗ, работающих на междугородных перевозках грузов в Ярославском ОАО «Межавтотранс».

За предельное значение расхода масла обычно принимаетсяgМпр.»3gМ0. При достижении значенияgМпрдальнейшая эксплуатация двигателей становится экономически нецелесообразной и не безопасной. Повышается вероятность поломок поршневых колец вследствие их износа и выхода из строя двигателей. Пробег двигателяsР, соответствующий расходу маслаgМпр, является ресурсом деталей цилиндро - поршневой группы. При достижении указанного пробега на двигателях необходима замена рассматриваемых деталей.

Для замера расхода масла двигателями в эксплуатации в составе автотранспортных сред до настоящего времени нет соответствующих приборов и устройств, позволяющих автоматизировать этот процесс. Исключение составляют те устройства, которые применяются заводами - изготовителями двигателей при их стендовых испытаниях. Эти устройства разрабатываются и изготавливаются самими заводами. Так, в экспериментальном цехе ОАО «Автодизель» используется установка, показанная на рис. 2. Принцип её работы заключается в следующем. В двигатель, установленный на стенд, заливается масло по верхнюю метку "В" масломерного щупа. Двигатель запускается и выводится на режим испытания. Производится слив масла с помощью крана 8 и сливной трубы 2 в бачок для масла 5, установленный на левую чашу весов 3. Порция слитого масла взвешивается, её весgМ1(вес масла, находящегося в картере двигателя над срезом сливной трубы 2 в начале испытания, - нижняя метка "Н" на масломерном щупе). После взвешивания порция масла откачивается в картер двигателя с помощью насоса 7. В конце режима испытания снова из картера откачивается порция масла, находящаяся под срезом сливной трубы 2, и она взвешивается (gМ2). Абсолютный расход масла за режим испытания определяется как

dg М = g М1 - g М2. (4)

В процессе испытания двигателя фиксируется общий расход топливаdg Т и расход масла в процентах от расхода топлива определяется согласно уравнению (2).

При эксплуатационных испытаниях двигателей ЯМЗ в составе автотранспортных средств проводятся регулярные контрольные замеры расхода масла по следующей методике. Перед выездом автомобиля на линию масло доливается по верхнюю метку масломерного щупа двигателя и полностью заполняется топливный бак (по самую его горловину). После возвращения автомобиля с линии мерной посудой доливается масло в картер двигателя по верхнюю метку масломерного щупа и топлива в бак по его горловину. Таким образом определяютсяdg М,dg Т, а затем и g М.

Если в условиях автохозяйств чётко фиксируется расход ГСМ для отдельных автомобилей, то по статистическим данным расход масла можно определять

за неделю, месяц, квартал или год для отдельных моделей автомобилей.

Расход масла наряду с расходом топлива является важным экономическим показателем автомобиля. Его необходимо постоянно контролировать в эксплуатации рассмотренными выше методами. К тому же расход масла является одним из основных параметров для диагностирования состояния деталей цилиндро- поршневой группы двигателя.

Рис.1. Зависимость расхода маслаgм/gмо от пробегаs:gмо - расход масла нового двигателя;gм - текущий расход масла;gмпр. - предельное значение расхода масла:








Рис.2. Схема установки для определения расхода двигателем при работе на стенде:

1-двигатель, 2 - труба для слива масла, 3- весы, 4 - разновески, 5- бачок для

масла, 6 - труба для подачи масла в картер двигателя, 7 - насос для

подачи масла, 8- кран.

Преимущества перед известными аналогами

Простота и дешевизна метода

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение ресурса двигателя на 10%.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

26.04.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)