ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

61-003-02

Наименование проекта

Определение коррозионных факторов самолетных конструкций

Назначение

Для оценки эффективности различных вариантов, определяющих проявление коррозии самолетных конструкций

Рекомендуемая область применения

Авиационная техника

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

Для борьбы с коррозионными поражениями определены факторы проявления коррозии самолетных конструкций. Их делят на явные и скрытые.

Во избежание проявления явных факторов коррозии детали из разнородных материалов тщательно изолируют. Детали из алюминиевых сплавов оксидируют и грунтуют, детали из сталей оксидируют или фосфатируют и грунтуют, детали из магниевых сплавов химически оксидируют, грунтуют и наносят лакокрасочные покрытия.

Проведена оценка скрытых факторов коррозии.

Структурная неоднородность сплава определяется его химическим составом или возникает вследствие теплового воздействия. Структурная неоднородность приводит к опасной межкристаллитной коррозии. Однако самые большие осложнения в борьбе с электрохимической коррозией возникают в тех случаях, когда структурный фактор не является определяющим.

Второй скрытый фактор - способность к пассивации поверхности. Он проявляется на алюминиевых сплавах, имеющих естественную или оксидированную пленку, на хромистых сталях, а также на сталях с лакокрасочными покрытиями. Процессы, протекающие в тонких слоях электролита, находящегося на пассивной поверхности металла, приводят к повышению электропотенциала. Происходит локальный пробой пассивной пленки. Возникает питтинговая коррозия, которая резко снижает эксплуатационную прочность конструкции. Однако когда фактор пассивирующей поверхности не оказывает влияния, а конструкция находится под напряжением, возникает коррозия под напряжением (КПН) - третий фактор. КПН, или коррозионное растрескивание, проявляется на деталях, изготовленных из высокопрочных сплавов:сталей типа 30ХГСН2А, алюминиевых сплавов типа В95 и даже титановых сплавов.

Концентрационный фактор (четвертый) проявляется при наличии электролита различной концентрации. Например, отсек электронного оборудования не испытывает больших механических напряжений. На поверхности отсека имеется тонкая пленка электролита с различной концентрацией. Участки поверхности с высокой концентрацией электролита будут катодом, а с меньшей - анодом. Для уменьшения влияния концентрационного фактора необходимо создать условия постоянного перемешивания, то есть получения однородного состава электролита. Концентрационный фактор коррозии проявляется при загрязнении элементов конструкции, а также при загрязнении поверхности топливом. В керосиновом топливе хорошо размножаются бактерии и грибки.

Термо-гальванический фактор (пятый фактор) может вызывать коррозию при перепаде температур на поверхности агрегата, что приводит к различной степени растворимости кислорода воздуха в тонких пленках электролита.

Учет приведенных факторов позволяет правильно бороться с коррозией самолетов, эксплуатирующихся во всех климатических условиях.

Преимущества перед известными аналогами

Выбор правильных методов борьбы с коррозией самолетов

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Соответствует технической характеристике изделия (устройства)

Технико-экономический эффект

Снижение трудозатрат на 15%

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

24.11.2001

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)