ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

51-076-02

Наименование проекта

Способ контроля уплотнения асфальтобетонных покрытий и устройство для его осуществления

Назначение

Повышение точности контроля уплотнения асфальтобетонных покрытий.

Рекомендуемая область применения

Строительство автомобильных дорог.

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

Разработка относится к области строительства, в частности к технике контроля уплотнения асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог, аэродромов, гидротехнических сооружений, площадок, полов промышленны зданий и т.д. в процессе их укладки. Известен способ контроля уплотнения асфальтобетонных покрытий, включающий пропускание через поверхностный слой покрытия переменного электрического поля, создаваемого разнополярными электродами датчика, и измерение электроемкости покрытия (патент Великобритании № 1381921, g № 27/02, опубл. 21.01.75 г. - прототип). Недостатком известного способа является низкая точность контроля уплотнения, т.к. не учитывается изменение усредненного воздушного зазора между поверхностью контролируемого покрытия и находящихся на нем электродов при перемещении по поверхности, что искажает значение параметра контроля - электроемкости покрытия.

Задачей предлагаемого способа является повышение точности контроля уплотнения асфальтобетонных покрытий при одновременном снижении трудоемкости и времени контроля в процессе укладки на стройплощадке. Способ включает пропускание через поверхностный слой покрытия переменного электрического поля и измерение электроемкости покрытия. Вначале определяют значение усредненного воздушного зазора в плоскости контакта электродов с покрытием путем измерения электроемкости при минимальном расстоянии между разнополярными электродами и сравнения ее с предварительно полученными известным методом «песчаного пятна; значениями усредненного воздушного зазора при известных значениях электроемкости. Затем измеряют значение электроемкости при расстоянии между разнополярными электродами, соизмеримом с толщиной покрытия, и по полученному значению и значению усредненного воздушного зазора определяют коэффициент уплотнения путем сравнения указанных показателей с предварительно полученными лабораторными значениями коэффициента уплотнения асфальтобетона того же состава. Также предложено устройство для реализации описанного способа.

Устройство для контроля асфальтобетонных покрытий содержит электронный датчик, в котором электроды выполнены в виде опорных краевых пластин 1 (см. рисунки) и струн 2 и смонтированы с возможностью плотного контакта с поверхностью покрытия при установке на нее датчика. Электроды группированы в несколько узлов, в которых струны расположены с минимальным расстоянием между собой (до 4 мм). Узлы электродов из нескольких струн расположены друг от друга на расстоянии, соизмеримом с толщиной покрытия ( »40 мм). Все электроды 1 и 2 соединены с измерителем электроемкости 3 через коммутационную систему 4, которая обеспечивает две схемы соединения электродов датчика с измерителем 3, отличающиеся расстоянием между разнополярными электродами. Переменный электрический потенциал, создаваемый генератором измерителя (не показан) обозначен на клеммах измерителя и электродах в определенное мгновение знаками противоположной полярности + и -.

Устройство работает следующим образом. Электродный датчик, соединенный с измерителем 3, устанавливают на поверхность контролируемого покрытия. Все электроды 1 и 2 находятся в тесном контакте с поверхностью покрытия. Через коммутационную систему 4 подключают электроды 1 и 2 датчика к измерителю 3 по схеме для контроля шероховатости (рис. 1), обеспечивающий разноименную полярность электродов в каждом узле, измеряют значение электроемкости при минимальном расстоянии между разнополярными электродами и по градуировочной зависимости (табл. 1), косвенно определяют значение воздушного зазора. Затем коммутатором переключают электроды 1 и 2 на схему для контроля уплотнения асфальтобетона (рис. 2), обеспечивающую разноименную полярность электродов соседних узлов, измеряют значение электроемкости при максимальном расстоянии между разнополярными электродами и по градуировочной зависимости таблицы 2 определяют коэффициент уплотнения при определенной величине усредненного воздушного зазора. Таким образом, на любом месте покрытия косвенно определяют усредненный зазор и соответствующий ему коэффициент уплотнения.

Техническим результатом способа является повышение точности контроля уплотнения асфальтобетонных покрытий при одновременном снижении трудоемкости и времени контроля в процессе укладки на стройплощадке, а устройства - повышение точности контроля за счет возможности определения с его помощью усредненного воздушного зазора, характеризующего шероховатость покрытия.


Рис. 1


Рис. 2

Преимущества перед известными аналогами

Повышение точности котнтроля уплотнения асфальтобетонных покрытий при одновременном снижении трудоемкости и времени контроля в процессе укладки на стройплощадке.

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение производительности труда, снижение времени контроля в 1,5 раза.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

14.05.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)