ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

31-053-02

Наименование проекта

Анализ развития малого предпринимательства в Самарской области

Назначение

Анализ динамики роста числа малых предприятий

Рекомендуемая область применения

Малые предприятия

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской разработки.

Малое предпринимательство в России имеет ярко выраженный региональный характер. Малые предприятия строят свою деятельность, исходя прежде всего из потребностей регионального рынка, они насыщают местные рынки товарами и услугами. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов именно малый бизнес должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики.

Самарская область стабильно имеет положительную динамику роста числа малых предприятий (см. таблицу 1)

Таблица1

Динамика развития малого бизнеса в Самарской области (по состоянию на 1 января)

Количество малых предприятий по годам

1997

1998

1999

2000

2001

Все отрасли

19125

19612

21824

26935

27568

1.Промышленность

3006

2928

3149

3798

3428

2. Сельское хозяйство

232

239

293

456

390

3. Строительство

3558

3586

4628

4816

4315

4. Торговля

8622

9695

9207

12964

14363

5. ЖКХ

74

48

347

125

82

6.Бытовое обслуживание

183

145

269

219

343

7. Наука

526

480

859

579

555

8.Другие отрасли

2924

2491

3072

3978

4092

За последние 5 лет (1997-2001гг.) количество малых предприятий в Самарской области выросло на 44,5% и достигло 27,6 тыс. Это свидетельствует о сравнительно высоких темпах роста. В целом по России показатели развития малого предпринимательства за 1997-2001 годы выглядят гораздо менее убедительно - за этот период рост составил лишь 5,8%.. Незначительный рост числа малых предприятий в 1997 г в РФ. практически прекратился в 1998 (рост составил лишь 0,8% по сравнению с 10% в Самарской области). В этот период даже сфера торговли и общественного питания перестала быть привлекательной для малого бизнеса почти повсеместно в России. Вместе с тем, наблюдался рост в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% в 1997 г и на 12,1% в 1998 г), операции с недвижимостью (соответственно на 19,9% и 26,8%). Анализ статистических данных по России показывает, что кризисный 1998 год положительно сказался на развитии малого бизнеса в отдельных регионах. Одним из таких регионов является Самарская область.Так, на 10 тыс. человек в Самарской области в настоящее время приходится 79 малых предприятий; тогда как в России лишь 57.

Вместе с тем, в распределении предприятий малого бизнеса по отраслям экономики в Самарской области наблюдается та же неравномерность, что и в целом по России. Торговля является наиболее привлекательным видом деятельности для малых предприятий. Это единственная отрасль, которая не проигрывает в конкурентной борьбе средним и крупным предприятиям.По состоянию на 01.01.2001 г предприятия торговли составляли 52,1% отобщего числа малых предприятий, 12% малых предприятий функционировало в промышленности, 16% - в строительстве. Анализ динамики количества малых предприятий выявляет устойчивую тенденцию их абсолютного и относительного роста в торговле и относительного сокращения в промышленности и строительстве.

Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями Самарской области по всем видам деятельности в фактических ценах (без НДС и акциза) составил в 2000г. 25,2 млрд. р., в том числе по основному виду деятельности - 23,8 млрд. р. Выручка от реализации товаров, услуг (без НДС и акциза), полученная малыми предприятиями в 2000г. составила 100,2 млрд. р., в том числе 77.5% составляет выручка торговых организаций (73,6 млрд. р.), 6,6% - строительства (6,6 млрд. р.), 7,1% - промышленности (7,1 млрд. р.). Динамика выпуска товаров и предоставления услуг малыми предприятиями Самарской области за последние пять лет представлена в табл. 2.

Таблица2

Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями Самарской области, млн. р.

Выпуск товаров по годам

1997

1998

1999

2000

2001

Все отрасли

4444,2

5913,1

11558,0

14745,5

25239,3

1.Промышленность

1487,6

1517,7

2281,0

3483,4

5405,3

2. Сельское хозяйство

18,1

18,5

13,9

228,2

144,6

3. Строительство

1425,0

1526,4

3481,0

2398,6

5119,7

4. Торговля

1380,7

4231,0

6053,4

10346,2

5. ЖКХ

14,9

14,4

53,6

7,9

41,1

6.Бытовое обслуживание

27,2

11,6

26,7

53,5

148,1

7. Наука

149,0

251,1

403,0

119,6

287,0

8.Другие отрасли

1322

1192,7

917,6

2400,9

3747,3

В 2000г. на малых предприятиях области работало 198,6 тыс. человек, численность постоянно занятых составила 170,3 тыс. человек. Темпы роста среднесписочной численности работающих на малых предприятиях Самарской области падают. Среднесписочная численность в 1998 г. выросла по сравнению с 1997г. на 30,2%, в 1999г. по сравнению с1998г. - на23,9%, в 2000г. рост составил по сравнению с предыдущим годом 22,3%, а в 2001г. - только 0,1%.

Наибольших удельный вес составляют работающие в торговле - 40%, в промышленности занято 21% от общего числа занятых на малых предприятиях, в строительстве - 20%.

Среднемесячная заработная плата всех категорий работников малых предприятий в 2000 г. составила. 1216 р. (по крупным и средним предприятиям - 2390р.).

На предприятиях малого бизнеса области наблюдается рост как общего объема инвестиций в основной капитал, так и инвестиции в среднем на одно предприятие.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о замедлении темпов роста малого бизнеса в Самарской области, о сокращении доли предприятий промышленности и строительства

Таблица3.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики и формам собственности

Показатели

1999

2000

2001 (9 мес.)

Всего

Промышлен-ность

Всего

Промышленность

Всего

Промышленность

Объем инвестиций, тыс.р.

264492,2

42122,6

575564,0

73515,4

467344,7

97928,0

В %к общему итогу

100

15,9

100

12,8

100

21,0

Инвестиции на одно предприятие, тыс.р.

9,82

11,09

20,88

21,45

16,95

29,07

Доля частных предприятий в общем объеме инвестиций,%

97,9

89,4

95,4

89,3

98,9

95,3

Вместе с тем, положительным явлением, предпосылкой дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности малого предпринимательства в области является рост инвестиций, направляемых малыми предприятиями на развитие производства и социальной сферы.

Преимущества перед известными аналогами

Простота внедрения

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Рост числа малых предприятий на 23%

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

13.05.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)