ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

31-052-02

Наименование проекта

Особенности возникновения и развития малых предприятий легкой промышленности Самарской области

Назначение

Анализ развития малых предприятий

Рекомендуемая область применения

Малые предприятия легкой промышленности

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской разработки.

В начальный период своего развития малое предпринимательство в легкой промышленности Самарской области сформировалось в основном на базе приватизированных ателье, мастерских по пошиву обуви, меховых изделий, что дало их владельцам ряд преимуществ перед создаваемыми «на голом месте» малыми предприятиями: наличие собственных, а не арендованных помещений и оборудования, определенная лояльность уже имеющихся клиентов.

Малые предприятия, созданные за счет средств частных инвесторов, с самого начала своей деятельности могли рассчитывать только на собственные ресурсы. Как правило, они располагали устаревшим оборудованием с высокой степенью износа, что делало их продукцию и услуги неконкурентоспособными. Отсутствие финансовых средств не позволяло оперативно проводить ремонт и замену оборудования, повышать его технический уровень, закупка необходимой новой техники для таких предприятий была трудноразрешимой задачей. Однако такие предприятия, как правило, возглавлялись предприимчивыми людьми, имели в штате квалифицированных закройщиков и швей.

Следовательно, стартовые условия функционирования для выделенных групп предприятий были различны.

В последние 2-3 года появился ряд новых малых предприятий в швейной и трикотажной подотраслях легкой промышленности, созданных бизнесменами, заработавшими капитал на торговле импортной одеждой, бельем, имеющими партнерские отношения с зарубежными предприятиями-производителями тканей, фурнитуры, хорошо ориентирующимися в моде.

Способ создания малых предприятий и обусловленные им первоначальные условия работы оказали существенное влияние на рыночное поведение предприятий.

Значительная часть предпринимательских структур, созданных в результате приватизации, плохо адаптировалась к изменениям окружающей среды, что нашло отражение в узком и несоответствующем моде ассортименте, высоких по сравнению с вещевыми рынками ценах и как результат- неудовлетворительный спрос на их товары. В настоящее время многие из этих предприятий имеют незначительные объемы продаж профильной продукции, а основной доход получают от сдачи в аренду принадлежащих им помещений.

Малые предприятия, созданные квалифицированными специалистами легкой промышленности, лучше адаптировались к требованиям рынка. Они, как правило, имеют пользующийся спросом и постоянно обновляющийся ассортимент потребительских товаров, стабильно растущие объемы продаж. Однако нередко предприятия этой группы испытывают значительные трудности с арендой помещений, используют устаревшее оборудование и иногда даже не имеют возможности оснастить необходимым оборудованием все рабочие места (например, одной швейной машиной могут пользоваться несколько швей по очереди).

Малые предприятия третьей группы, ориентированы в основном на сегменты потребителей с высоким уровнем доходов, на изготовление высококачественной продукции преимущественно по импортным лекалам, из импортных материалов, закупаемых напрямую у зарубежных поставщиков или у их московских представителей. Закупки больших партий дорогих материалов и фурнитуры требуют значительных оборотных средств, поэтому основной проблемой таких предприятий является формирование оборотных средств за счет банковских кредитов на срок 4-6 месяцев.

Таким образом, каждая группа малых предприятий имеет свои специфические проблемы и нуждается в различных формах государственной поддержки.

Как показали результаты опроса руководителей малых предприятий, онине придают серьезного значения конкуренции со стороны российских производителей, считая главными конкурентами зарубежных поставщиков дешевой одежды. Исключение составляют руководители предприятий, занятых пошивом недорогого постельного белья, платьев и халатов из хлопчатобумажных тканей. Они отмечают возрастающую конкуренцию на этом сегменте рынка в результате поставок крупных партий дешевой продукции из Ивановской области.

В целом же можно сделать вывод о недостаточном внимании предпринимателей к конкуренции на рынке. Многие из них не могут назвать своих конкурентов. Те же предприниматели, что знают своих конкурентов, затрудняются в определении конкурентоспособности собственных товаров и продукции конкурирующих фирм.

Конкурентоспособность большинства малых предприятий легкой промышленности Самарской области невысока. В качестве конкурентной стратегии многими из них используется ориентация на незначительное изменение ассортимента, отражающее колебания рыночной конъюнктуры по отдельным видам швейных, трикотажных изделий, обуви, что присуще большинству российских предприятий, осуществляющих пошив одежды и обуви для населения. Такое весьма консервативное и одностороннее поведение не совпадает с традиционными представлениями теории предпринимательства о малых предприятиях как инноваторах. Отсутствие инновационности в рыночном поведении рассматриваемой группы предприятий существенно ограничивает потенциальные возможности малого предпринимательства, делает малые предприятия уязвимыми в конкурентной борьбе, это поведение следует, считать конкурентным.

Вместе с тем, в Самарской области имеется незначительное число малых фирм узкой дифференциации, для которых необходимы, с одной стороны, высокий уровень доходов населения, а с другой - развитая производственная база и высококвалифицированный персонал. К таким предприятиям относятся в основном фирмы, возникшие в результате предпринимательской инициативы квалифицированных специалистов или перелива капитала из сферы торговли в легкую промышленность, т.е. предприятия, относящиеся по способу создания к рассмотренным выше второй и третьей группам

Они являются новаторами, создают новые дизайнерски смелые модели, реализуют свою продукцию не только в Самарской области, но и поставляют в Москву.

Эта группа предприятий реализует предпринимательский тип поведения в отличие от большинства существующих малых предприятий легкой промышленности.

Преимущества перед известными аналогами

Простота внедрения

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение эффективности малых предприятий в 1,5 раза

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

13.05.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)