ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

25-042-02

Наименование проекта

Особенности движения городского транспорта в период возникновения туманов

Назначение

Разработка мероприятий по повышению скорости и безопасности транспортных средств в условиях тумана

Рекомендуемая область применения

Контролирующие автодорожные организации

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

Как известно, туман относится к числу особо неблагоприятных метеорологических факторов, в период действия которого наблюдается резкое снижение скорости движения транспорта и одновременно интенсивный рост относительной аварийности, что существенно увеличивает затратность автомобильного транспорта.

Резкий рост аварийности при значительном снижении скорости движения в тумане на участках городских дорог обусловлен несколькими факторами.

Одним из них является ухудшение зрительного восприятия водителями автомобильного транспорта поверхности дороги, пешеходов и объектов дорожной обстановки. Недостаток зрительной информации диктует водителю необходимость снижения скорости движения, что, собственно, и происходит.

Другим, немаловажным фактором, характеризующим резкий рост аварийности во время тумана, является недостаточный опыт движения водителей и пешеходов в этих дорожных условиях. Переоценка своих возможностей водителями и пешеходами приводит к частому возникновению дорожно-транспортных происшествий.

Третьим, существенным фактором, влияющим на аварийность автомобильного транспорта в период возникновения туманов, следует считать адаптивность водителей и пешеходов к условиям движения во время туманов. Непредсказуемость возникновения тумана и резкое ухудшение видимости требует у водителя и пешехода резкой перестройки зрительно-информационной и двигательной систем. Этот процесс связан с некоторым промежутком времени. Как показывают результаты анализа аварийности во время тумана, максимум количества ДТП соответствует первым 40-80 минутам. Следовательно, это время можно принять за основу продолжительности адаптационного периода водителей и пешеходов во время тумана. Для водителей, которые обучались навыкам вождения в ясную погоду и практически не имеют опыта вождения автомобиля во время тумана, адаптационный период будет длиться значительно дольше. При этом вероятность возникновения ДТП с их участием, несомненно, возрастает в несколько раз.

Отсутствие достаточной информации о режимах движения автотранспорта во время тумана в городских условиях потребовало проведения соответствующих исследований.

Известно, что по своему воздействию на дорожное движение метеорологические факторы подразделяются на три основные группы.

К первой группе относятся метеорологические факторы, снижающие сцепные качества дорожных покрытий. Такие условия движения соответствуют наличию снега и воды на проезжей части.

Ко второй группе относятся метеофакторы, ухудшающие видимость водителю и пешеходу поверхности дороги и дорожной обстановки. Такая ситуация на дорогах возникает во время туманов.

К третьей группе относятся метеофакторы, которые одновременно ухудшают сцепные качества дорожных покрытий и видимость объектов дорожной обстановки.

Как известно, ухудшение видимости поверхности дороги, дорожных объектов и пешеходов характеризуется метеорологической дальностью видимости.

По определению метеорологов, под метеорологической дальностью видимости подразумевается способность слоя атмосферы пропускать видимое излучение (свет).

Во время тумана метеорологическая дальность видимости может быть определена по формулам:

sмдв=14/w, (в км) (1)

гдеw - водность тумана (в г/м 3), определяемая по формуле (2):

w = n . 4Пr 3р п,(2)

где:

n - количество капелек в единице объема ;

р п - плотность воды.

Естественно, что во время исследования режимов движения в период туманов определение величины водности требует значительных временных затрат и применения сложных специальных приборов и приспособлений. К тому же, туман нередко меняет свои характеристики в период исследований дорожного движения. Все это крайне усложняет экспериментальные исследования. Большую помощь в этом направлении исследований оказывает применение поляризационного измерителя метеорологической дальности видимости М-53А.

Ночью ухудшаются условия наблюдения, уменьшается расстояние видимости. Измерение метеорологической дальности видимости в этих условиях осуществляется с учетом методики, применяемой в гидрометеорологии для определения прозрачности атмосферы. Сущность ее заключается в определении видимости набора огней известной мощности, расположенных на заданных расстояниях от наблюдателя. Перед наблюдателем помещается источник света. В качестве светового источника применяется лампа накаливания, используемая обычно в бытовых осветительных приборах. Источник света перемещается до потери его видимости наблюдателем. Расстояние от наблюдателя до источника фиксируется мерной лентой с точностью до 0,1 м. Затем по графику огней В. А. Березкина определяется расстояние метеорологической дальности видимости.

Метеорологическая дальность видимости оказывает значительное влияние на скорость движения автомобильного транспорта. Снижение скорости движения транспорта в период тумана должно быть тем больше, чем меньше значение метеорологической дальности видимости.

Основные результаты проведенных исследований использованы при разработке мероприятий по повышению скорости и безопасности транспортных средств в период тумана.

Преимущества перед известными аналогами

Учет метеопараметров, влияющих на движение автотранспорта

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Методика обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Годовой экономический эффект - 40 тыс.руб.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

20.02.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)