ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

82-077-01

Наименование проекта

Передовой опыт при проведении лабораторных занятий по дисциплине "Надежность и ремонт машин"

Назначение

Повышение качества обучения студентов

Рекомендуемая область применения

Обучение в ВУЗах

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

При проведении лабораторно-практических занятий со студентами необходимо, чтобы студенты в процессе выполнения могли получить практические навыки. Лабораторные работы необходимо организовать таким образом, чтобы возбудить у студентов интерес к работе и к научным исследованиям. Для выполнения этих условий имеется множество приемов и способов.

Рассмотрим такой подход на конкретном примере при выполнении лабораторной работы на тему "Очистка машин, агрегатов и деталей перед ремонтом". Для организации проведения данной работы разработаны методические указания, которые имеются на рабочем месте. Методические указания состоят из трех разделов:

1) вводный раздел;

2) теоретический;

3) практический разделы.

Вводный раздел включает: - вопросы для проверки подготовленности студентов к выполнению данной темы работы; - цель работы; - задание на выполнение работы; - оборудование рабочего места; - литература по теме работы с указанием страниц; - требования техники безопасности при проведении работы.

Теоретический раздел включает: - виды загрязнения; - способы очистки; - моющие и очищающие материалы; - моющие установки. Так как работа организована на базе ультразвуковой установки УЗУ-0,25, то в данном разделе также рассматриваются теоретические вопросы в области ультразвука, физические свойства и особенности распространения ультразвука, конструкция и принцип работы ультразвуковой установки.

Практический раздел включает: - содержание отчета по работе (где указано какие теоретические вопросы должен содержать отчет, какие таблицы с результатами практически выполненной работы должны быть, необходимые схемы и иллюстрации). В конце отчета студент оформляет общий вывод по проделанной работе.

На данном рабочем месте оформлен стенд, который содержит теоретические вопросы теоретического раздела, а также образцы современных моющих препаратов в пробирках. Стенд расположен на рабочем месте таким образом, что студенты вольно или невольно обращают на него внимание и в процессе выполнения работы также изучают теоретические вопросы в области мойки и очистки.

Известно, что качество очистки зависит от многих факторов. С учетом этого, практическая часть работы построена таким образом, чтобы студенты могли изучить влияние на качество очистки различных факторов.

Конкретно студенты изучают влияние на качество очистки следующих факторов: 1) различных мающих средств ( МЛ-51, Лабомит-101, вода, дизельное топливо и др.); 2) температуры моющего раствора; 3) продолжительности мойки; 4) расположения очищаемой поверхности относительно ультразвуковых излучателей ванны; 5) зависимость качества очистки от материала очищаемой детали.

Результаты заносятся в таблицы определенной формы, качество очистки оценивается в баллах, например, по пяти бальной системе. Как правило в звене 2-3 студента, и студенты являются при этом как бы экспертами.

На рабочем месте имеется по пять образцов из стали, алюминия и меди, которые представляют пластины размерами 50 х 26 х 3 мм и один шестигранник из стали.

Студенты наносят на поверхность каждого образца загрязнитель оди­наковой толщины. В качестве загрязнителя применяют солидол. Для нанесения загрязнителя одинаковой толщины на рабочем месте имеется простое приспособление, указанное на рис.1. Приспособление позволяет регулировать толщину наносимого слоя.

Загрязнитель наносится следующим образом. Сначала на образец наносится слой загрязнителя толщиной большей, чем толщинаh1(см. рис. 1). Затем образец устанавливается на основание 1 приспособления и проталкивается (протягивается) под ножом 4. Необходимая толщинаh(толщина очищаемого загрязнителя) предварительно устанавливается с помощью регулировочного винта 8. Две пружины 6 стараются переместить нож 4 вверх при отворачивании винта 8. Впереди ножа 4 установлен накопитель 9 (рис.16), где накапливается лишняя масса загрязнителя 3. По мере накопления загрязнителя накопитель 9 снимается и с него удаляется нако­пившаяся масса загрязнителя. В зависимости от толщины слояhугловое продолжение накопителя можно изменить.

Каждый образец погружается в ванну на одинаковую глубину и располагается в одном и тем же положении в горизонтальном направлении. Образцы пронумерованы и после очистки располагаются на столе рядом в той последовательности, в которой происходила их очистка. Такой подход позволяет соблюдать чистоту эксперимента и облегчает процесс оценки качества очистки каждой пластины.

Ниже приводим образцы таблиц для занесения результатов.

Таблица 1

Зависимость качества очистки от моющего средства

Марка, название моющего средства, препарата

Баллы

Вывод

1. Вода

2. Дизельное топливо

3. МС-8

4. МЛ-51

5. Лабомит 101

Моющие средства приведены как примерные, то есть, вместо указанных средств можно применять и другие, что зависит от конкретных возможностей и условий проведения работы. При этом температура, продолжительность очистки и материал образца по всем моющим средствам должны быть одинаковыми, что позволит поддерживать одинаковые условия очистки и соблюдать чистоту эксперимента. Смысл эксперимента заключается в том» что при постоянстве остальных параметров процесса очистки, меняется только моющее средство.

Таблица 2

Зависимость качества очистки от температуры моющего средства

Моющее средство:

№ п/п

Температура

Баллы

Вывод

1.

20 0 С

2.

31 0 С

3.

42 0 С

4.

53 0 С

5.

64 0 С

6.

75 0 С

7.

86 0 С

В качестве моющего средства можно выбрать один из вышеуказанных средств. Температура раствора при эксперименте принята разницей в 11°С для каждого образца, так как из теории очистки известно, что с уменьшением температуры раствора на каждые 11°С, качество очистки уменьшается примерно в два раза. Образцы должны быть из одного и того же материала. Смысл данного эксперимента заключается в том, что при постоянстве остальных параметров процесса меняется температура моющего средства.

Таблица 3

Зависимость качества очистки от продолжительности очистки

Моющее средство:

Продолжительность очистки в минутах

Баллы

Вывод

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

Продолжительность очистки, указанная в таблице дана как примерная, она зависит от моющего средства, материала образца и температуры. Поэтому, чтобы получить наглядный результат при выполнении работы, необходимо предварительно выполнить работу без студентов и конкретизировать продолжительность очитки. Смысл данного эксперимента заключается в том, что при постоянстве остальных параметров процесса, меняется только продолжительность процесса очистки.

Таблица 4

Зависимость качества очистки от материала очищаемой детали

Моющее средство;

Материал образца

Баллы

Вывод

сталь

медь

алюминий

чугун

В качестве моющего средства можно выбрать любое вышеуказанное средство. Температура, продолжительность и моющее средство по каждому образцу должны быть одинаковыми. Смысл данного эксперимента заключается в том, что при постоянстве остальных параметров меняется только материал очищаемого образца.

Таблица 5

Зависимость качества очистки от расположения очищаемой поверхности относительно

излучателей моющей ванны

Моющее средство:

Поверхности образца

Баллы

Вывод

Верхний торец

Боковые грани:

a

b

c

d

e

f

Смысл данного эксперимента заключается в том, что при постоянстве параметров процесса очистки (моющее средство, температура, продолжительность процесса, материал), очищаемые поверхности образца расположены по-разному относительно излучателей ультразвуковой ванны (см. рис. 2). При очистке шестигранник 3 располагается относительно излучателей 2 ванны как показано на рис. 2.

Такой подход к организации и проведению лабораторных занятий позволяет повысить интерес студентов к выполняемой работе, а также получить некоторые навыки постановки эксперимента и возбудить стремление к творчеству и научным исследованиям.

Рис. 1. Приспособление для нанесения загрязнителя:

а) вид спереди; б) схема удаления лишнего загрязнителя (вид сбоку)

1 - основание; 2 - образец; 3 - загрязнитель; 4 - нож; 5 - стойка; 6 - пружина;

7 - траверса; 8 - винт регулировочный; 9 - накопитель;h- толщина загрязнителя

Рис. 2. Схема расположения образца в ультразвуковой ванне (вид сверху):

1 - ванна; 2 - ультразвуковой излучатель; 3 - образец (шестигранник);

x-x,y-y- координатные оси для ориентации образца;

А, Б, С, Д, У,f- боковые поверхности образца

Преимущества перед известными аналогами

Улучшения качества обучения

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение производительности труда в 2 раза

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

05.09.2001

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)