ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-145-01

Наименование проекта

Экологические аспекты безопасного дорожного движения

Назначение

Сокращение дорожно-транспортных происшествий (ДТП)

Рекомендуемая область применения

Автомобильный транспорт

Описание

Результат выполнения НИР.

Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе страны. Им перевозится около 80 % всех грузов, что обусловлено большой протяженностью автомобильных дорог, высокой маневренностью доставки и сохранностью грузов. Автомобиль является основным перевозчиком пассажи­ра городских и пригородных сообщений.

Однако, несмотря на неоспоримые достоинства, автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды, нанесения вреда здоровью чело­века, который идет по следующим направлениям:

1. Загрязнение окружающей среды из-за наличия отрав­ляющих компонентов в отработанных газах, неполного сгорания топлива, отсутствия и низкой эффективности работы нейтрализаторов, попадания картерных газов в атмосферу и другие.

2. Воздействие транспортного шума, в который включает­ся шум двигателя, коробки передач, тормозных механизмов, шин, шум, вызванный неплотным соединением кузова и дру­гие.

3. Воздействие транспортных вибраций на человека из-за отсутствия вибродемпферов, виброизоляции, виброгашения.

Кроме этого при использовании больших транспортных по­токов (особенно на улицах больших городов) из-за вибраций разрушаются фундаменты и стены зданий.

4. Воздействие излучений (инфракрасного) из-за наличия нагретых деталей.

5. Дорожное строительство нарушает экологическое равно­весие в природе вследствие изменения существующего ланд­шафта: усиления водной, ветровой эрозии; развития геодинамических процессов, например, оползней и обвалов; загрязне­ния местности, поверхностных и грунтовых вод материалами и веществами, применяемыми при эксплуатации автомобилей и дорог, и другие.

6. Безопасность движения, при дорожно-транспортных про­исшествиях (ДТП) наносится крупный материальный ущерб эко­номике страны; уничтожение и повреждение грузов, транспорт­ных средств и сооружений, гибель людей. Особенно велики по­следствия ДТП при перевозке активно-химических, отравляю­щих, взрывчатых и огнеопасных веществ, пассажирских пере­возках.

Основными причинами ДТП являются недисциплинированность водителей, нарушение ими Правил дорожного движения - 80 % ДТП; нарушение Пра­вил дорожного движения пешеходами; неудовлетворительная организация дорожного движения; производство автомобильной техники, не соответствующей современным требованиям безо­пасности дорожного движения (тормозные механизмы, пара­метры характеризующие устойчивость, управляемость, обзор­ность, информативность, поворачиваемость, стабилизацию, тягово-скоростные характеристики, надувные подушки, травмоопасные детали и материалы кузова и другие).

Основные виды технических неисправностей транспортных средств, по которым происходят аварии:

- отказ тормозной системы - 34 1%,

- рулевого управления -19.5%,- колес и шин - 26.8%,

- иные отказы элементов конструкции - 19.6%.

Отказ тормозной системы, как следует из анализа, является главной причиной большинства ДТП.

Применяемые в настоящее время тормозные системы имеют ряд недостатков, среди которых низкая надеж­ность, сложность конструкции и низкая эффективность тормо­жения.

Для повышения безопасности движения и, как следствие, снижения воздействия автомобиля на человека и окружающую среду, предлагается конструкция тормозного механизма камер­ного типа с пневматическим приводом. Данный тормозной ме­ханизм состоит из корпуса, опорного диска, тормозных колодок, тормозной (резиновой) камеры. Камера и колодки размещены на корпусе. Колодки соединены между собой пластинчатым замком, который не дает выпасть колодкам при снятом бараба­не, а также возвращает колодки в исходное положение после выключения тормоза.

При подаче воздуха в тормозной механизм, воздух попадает в тормозную камеру, которая под давлением воздуха изменяет свой объем, при этом колодки прижимаются к тормозному диску.

Эффективность такого тормоза выше, чем у применяемых колодочных, из-за большей площади взаимодействия тормозного барабана и колодок.

Кроме того существенно влияет на безопасность движения правильная посадка водителя за органами управления автомо­биля, для чего используются регулируемые сидения; регули­руемые блоки педалей.

Предлагается использовать регулируемую педаль управле­ния. Данная педаль состоит из корпуса с защелкой, педали с опорной площадкой. Для изменения длины рычага педали необ­ходимо нажать на защелку корпуса и установить необходимую длину рычага педали, передвигая педаль вперед или назад.

Данные рекомендации позволят в значительной степени снизить число аварий на дорогах, повысить безопасность дорожного движения.

Преимущества перед известными аналогами

Применение на автотранспорте новой конструкции тормозного механизма камерного типа, регулируемой педали управления и др. эффективных устройств для снижения ДТП

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение безопасности дорожного движения на 20-30%

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

06.08.2001

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)