ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

11-031-01

Наименование проекта

Методика конкурсной оценки транспортных организаций

Назначение

Выявление транспортных организаций, наиболее соответствующих требованиям клиентов

Рекомендуемая область применения

Выбор партнеров по доставке товарно-материальных ценностей

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

Целью конкурсной оценки транспортных организаций является выявление среди них наиболее соответствующих требованиям рынка.

Основы методологического подхода следующие.

Оценка транспортных предприятий ведется с точки зрения их соответствия требованиям рынка;

Информационной основой являются материалы, предоставляемые потенциальными транспортными партнерами. Для оценки используются только те показатели, величина которых может быть проверена на достоверность.

Достоверность информации по победителям конкурса проверяется по другим источникам информации (данным Госкомстата, Российской транспортной инспекции, областного департамента транспорта).

Оценка конкурсантов производится по суммарной рейтинговой оценке - по комплексу показателей важных для клиентов. Вес каждого показателя корректируется с учетом значимости его для клиентов. Значимость показателей принимается на основании исследования рынка потребителей транспортных услуг. В 2000 г. по результатам исследования рынка значимыми были: надёжность, ценовая политика, стабильность положения на рынке, диапазон предлагаемых услуг, компетентность, профессионализм, качество предлагаемых услуг, известность.

Суммарная рейтинговая оценка определяется по формуле

РО=е(Кзi*Оi)/ (еКзi), (1)

где Кзi - коэффициент значимости;

Оi- оценка предприятия поi-му показателю, балл.

Оценка организаций по каждому из показателей производится конкурсной комиссией. По одной части показателей она устанавливается на основании соотношения показателей деятельности организаций, а по другой части - с помощью экспертных оценок членов комиссии.

Для оценки по каждому из указанных ранее показателей разработаны специальные подходы.

Например, при оценке ценовой (тарифной) политики учитывается уровень тарифов организации (предприятия) по отношению к тарифам других организаций, а также размеры скидок к тарифам.

По представленным прайс-листам с помощью корреляционно-регрессионного анализа определяется общая тенденция тарифной политики в виде линии регрессии и среднеквадратичного отклонения (разброса) цен.

Оценка ведется по десятибалльной системе по формуле

Оц = 5 - 5*(Цп-Цлр)/s+ 5*еСц*Цп/(100*s), (2)

где Цп - тариф по прайс-листу организации;

Цлр - тариф по линии регрессии;

s- среднее квадратичное отклонение тарифов организаций;

еСц - суммарный максимально возможный размер скидки к тарифу по организации в % (взаимоисключающие скидки не суммируются, а берется максимальная из них).

При таком подходе к оценке тарифной политики:

- тариф на уровне нижнего отклонения (в пределах среднеквадратического отклонения) оценивается в 10 баллов (меньшая цена);

- совпадение с уровнем тарифа по линии регрессии оценивается в 5 баллов;

- нахождение тарифа на верхнем уровне (в пределах среднеквадратического отклонения) оценивается в 0 баллов.

Стабильность положения на рынке оценивается по методике «Рейтинговая оценка финансового состояния предприятий» на основании следующих показателей:

- общая рентабельность;

- чистая прибыль на 1 денежную единицу (рубль) активов;

- оборачиваемость оборотных средств;

- текущий коэффициент ликвидности.

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия может быть представлен в виде последовательности следующих действий:

1) исходные данные представляются в виде матрицы ( aij ) , т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей ( i = 1,2,3,...n), а по столбцам - номера предприятий ( j = 1,2,3 ... m);

2) по каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия ( m+1 );

3) исходные показатели матрицы аij стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

х ij = а ij / max aij (3)

где хij - стандартизованные показатели финансового состояния i -го предприятия;

4) для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

. .

rj = v сумма [ К n* (1-xnj)2 ] (4)

где rj - рейтинговая оценка для j-го предприятия;

x1j,x2j, ...,xnj - показатели государственной отчетности j-го анализируемого предприятия;

Кn - весовые коэффициенты;

5) предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки;

6) определяется бальная оценка. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением сравнительной оценки, полученной по формуле. Затем производится перевод в десятибалльную систему оценки по формуле

Осп = 10-10*(rj-r1)/(rn-r1), (5)

где rj - рейтинговая оценка рассматриваемой организации;

r1 - рейтинговая оценка организации, с наименьшим рейтинговым показателем;

rn- рейтинговая оценка организации, с наибольшим рейтинговым показателем.

При таком подходе лучшая по рейтингу организация оценивается в 10 баллов, а худшая в 0 баллов.

Ранжирование организаций. Результаты оценок по критериям (надёжность, ценовая политика, стабильность положения на рынке, диапазон предлагаемых услуг, компетентность, профессионализм, качество предлагаемых услуг, известность) обобщаются с учетом весовых коэффициентов по формуле (1). Таким образом определяется суммарная рейтинговая оценка.

Организации, участвующие в конкурсе, ранжируются в порядке убывания суммарной рейтинговой оценки. Первое место присваивается организации, имеющей наибольшую суммарную рейтинговую оценку. Выявленные лидеры по видам услуг утверждаются победителями конкурса и вносятся в список предпочтительных транспортных партнеров при заключении договоров на транспортные услуги.

Преимущества перед известными аналогами

Является направленность на интересы потребителей транспортных услуг и комплексность оценки

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышается эффективность расходов по доставке материальных ценностей: уменьшаются затраты на единицу прдукции на 5-30 %, уменьшается риск потери и повреждения транспортируемых товаров

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

24.04.2001

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)