ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

51-291-00

Наименование проекта

Технология заравнивания колеи от многоопорной дождевальной машины

Назначение

Повышение проходимости по орошаемому полю многоопорных дождевальных машин, снижение потерь поливной воды, предотвращение водной эрозии почвы, улучшение водно-воздушного режима почвы, создание благоприятных условий для работы техники

Рекомендуемая область применения

Технологические процессы вспашки орошаемого поля, полива с.-х. культур, междурядной культивации посевов, прохождения по полю многоопорных дождевальных машин, уборки урожая; сохранение богатого гумусом слоя почвы и водосбережение.

Описание

Результат выполнения конструкторской разработки.

При орошении дождеванием за счет прохода по полю многоопорных дождевальных машин, кроме несомненной пользы от увлажнения почвы, имеют место негативные явления из-за высокой плотности «дождя» - 200 м 3/га за один проход, 1800 и более м 3/га за сезон. Следствием этого являются:

образование под колесами (опорами) колеи - наибольшей в центре машины, меньшей - по краям;

в машине «Кубань» глубина колеи под центральными колесами после однократного полива достигает 22-26 см;

при повторных поливах глубина колеи возрастает и образуется практически под всеми колесами;

максимальная глубина колеи составляет 26-28 см, т.е. достигает глубины залегания плужной (уплотненной) подошвы, ширина колеи - свыше 30 см;

по колее, как по канавам, вода скатывается в низины, унося с собой богатую гумусом почву (водная эрозия) и заболачивая низины;

изрытое колееобразованием поле препятствует нормальному прохождению техники при междурядной обработке посевов, уборке урожая и вспашке почвы (после завершения полевого сезона);

вдоль колеи по бокам образуются борта (бермы), которые дополнительно отчуждают землю и являются новым препятствием для прохода техники и сбора урожая;

наличие глубокой колеи приводит к непроизводительным потерям поливной воды, ухудшению проходимости (с повышением энергозатрат) дождевальных машин, переуплотнению почвы на дне колеи, ухудшению водно-воздушного режима почвы и т.п.

Предложенная технология во многом исключает эти недостатки. Существо технологии сводится к следующему. При рабочих проходах многоопорной дождевальной машины по следу прохождения ее колес образуется колея 1 (рис. а). Вследствие высоких удельных давлений колес на почву и снижения несущей способности почвы из-за ее повышенной влажности, колея быстро достигает плужной подошвы 2, утрамбовывая ее в створе колеи. Почва, выдавливаясь из колеи, образует по бокам колеи борта (бермы) 3. В колее скапливается вода, часть воды по колее, как по руслу, скатывается в низины. Это ухудшает состояние орошаемого поля, о чем отмечено выше. При очередном рабочем проходе в створе колеи нарезают водопоглощающую щель 4 глубиной 0,6-0,8 м (рис. б), куда из колеи стекает основной объем воды. При том же проходе дождевальной машины колею вместе со щелью засыпают почвой путем ее захвата и среза по бортам колеи (см. выборки 5 и ее смещение к продольной оси щели, рис. в). В итоге находившаяся по бортам (бермам) 3 колеи почва 6 оказывается в створе колеи, а ушедшая в водопоглощающую щель 4 вода постепенно рассредотачивается в почве ниже ее плужной подошвы 2. Указанные операци проводят эпизодически не при каждом рабочем проходе дождевальной машины. При очередном проходе колеса машины эффективно утрамбовывают почву в колее; этому не препятствует вода, отведенная в водопоглощающую щель.

Для реализации данной технологии на каждой секции дождевальной машины по следу движения ее колес устанавливается особый заравниватель колеи (рис. г). Каждый заравниватель включает основание 7, закрепленное на машине, рабочий орган 8, рычаг 9 и блок пружин 10. В рабочем органе стойка выполнена из двух состыкованных плоскостями и сдвинутых пластин с криволинейно вогнутыми рабочими лезвиями 11. В средней части стойки из пластин сформирован загортач из двух конусовидных незамкнутых раструбов 12 и 13 с рабочими лезвиями. В нижней части установлено наклонное на 3-5° выдвижное долото 14. На рис. г показан заравниватель в рабочем положении. Для перевода в транспортное положение рабочий орган 8 откидывается назад таким образом, чтобы ось пружин 10 перешла через ось крепления рычага 9. За счет этого производится самофиксация заравнивателя. Данное устройство за один проход выполняет операции по нарезке водопоглощающей щели и засыпке колеи (рис. б, в).



Преимущества перед известными аналогами

Повышение проходимости машины по полю, снижение энергоемкости на передвижение, снижение потерь поливной воды.

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение производительности труда в 1,35 раза, улучшение качества изделий.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

01.12.2000

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)