ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

51-271-00

Наименование проекта

Анкетное исследование потребности городского населения в загородном массовом отдыхе (на примере Волгоградской области)

Назначение

Анализ ситуации, сложившейся в рекреационных зонах Волгоградской агломерации.

Рекомендуемая область применения

Проектирование зон отдыха.

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

Усиление внимания к человеческому фактору требует от рекреационной территориальной планировки постоянной ориентации на социальные потребности и нужды населения. Большая избирательность, разнохарактерность интересов различных социально-демографических групп определила необходимость проведения анализа статистических данных совместно с методом выборочного анкетного опроса для выявления дифференцированных потребностей в загородном массовом отдыхе. Общее количество анкет, обработанных для данного исследования - 974, из них 764 волгоградских респондентов и 210 волжских. В результате анкетного обследования установлено:

средний возраст отдыхающих по группам 23-35 лет, что определяет большой процент активного отдыха среди отдыхающих;

большинство опрошенных предполагает свой отдых у водоемов (87%), в затененных деревьями участках (59,3%), на пляжах (67,2%), что определяет характерный тип территорий для отдыха - пойменные территории;

существующая организация системы отдыха обслуживает всего лишь 8,7% населения Волгоградской агломерации, что говорит пока еще о слабом развитии базы рекреационных услуг и возможности выгодных инвестиций в эту отрасль хозяйства;

проводит отдых в часовой транспортной доступности от дома - 46% населения агломерации (592 тыс. жит.), в двухчасовой - 14,1% (182 тыс. жит.), в трехчасовой 6,9% (89 тыс. жит.);

личным автотранспортом к зоне рекреации добираются - 71% отдыхающих, общественным - 11,5%, общественным железнодорожным - 0,27%, общественным и личным водным транспортом - 17,2% и 0,3% соответственно.

Для жителей Волгоградской агломерации характерно ярко выраженное стремление к летнему отдыху у водоемов. Наиболее характерным явлением в социальной организации отдыха в настоящий момент стало стремление к семейному отдыху и в компании друзей. Так отпуск семьей с детьми проводит около 47% отдыхающих, семьей без детей - 16%, в компании друзей - 32%, в одиночестве - 5%. В то же время структура пожеланий указывает на дальнейший в будущем рост отдыха семьей с детьми (51%) и в компании друзей (37%). Также очевидно снижение популярности отдыха в одиночестве. Это говорит о необходимости снижения мест познавательного (туристского) отдыха на рекреационных территориях. Среди форм социальной организации рекреации доминирует самостоятельный отдых «дикарем» - свыше 43% опрошенных, в то время как только до 9% респондентов «пользуются» организованным отдыхом на территории области. Хотя доля желающих приобщиться в будущем к сфере организованного массового отдыха возрастает приблизительно до 30%. Этот объективный факт необходимо учитывать при рекреационной планировке.

На вопрос «Что может улучшить условия отдыха в области?» были получены следующие ответы:

расширение сети гостиниц, турбаз - 38%;

расширение мест для самостоятельного отдыха - 12%;

улучшение транспортной связи с местами отдыха - 74%;

продажа продовольственных товаров - 7%;

прокат лодок, катамаранов, водных мотоциклов - 9%;

пляжные устройства (кабинки для переодевания, туалеты, урны для мусора и т.д.) - 59%;

спортплощадки - 6%;

служба оказания медицинской помощи - 16%;

сауна - 2%;

Результаты данного исследования должны способствовать улучшению условий отдыха и оздоровлению населения за счет совершенствования градостроительной организации рекреационных территориальных образований, а также развитию туризма, курортно-рекреационной деятельности. Это приведет к значительному экономическому эффекту за счет доходов от обслуживания туристов и отдыхающих, о чем свидетельствует опыт стран с наличием степных территорий и с развитой туристско-рекреационной инфраструктурой.

Избирательность городского населения (2000 г)

Места отдыха

Возрастные группы

Процент от опрошен. населения

Дети,%

Взрослые %

Пожилые%

Оздоров. лагеря, лагеря отдыха

2,1

0,1

-

2,2

Турбазы, базы отдыха

0,4

4,5

0,1

5,0

Санатории, дома отдыха

0,1

0,3

1,1

1,5

На даче

2,0

4,7

8,3

15,0

Дикарем на природе

13,0

24,0

6,3

43,3

Вне области или остаются дома

16,7

11,2

5,1

33,0

Общий процент

34,3

44,8

20,9

100

Преимущества перед известными аналогами

Аналоги не известны

Стадия освоения

Проведен анализ анкетных данных

Результаты испытаний

Улучшение условий отдыха, развитие высокодоходной туристской сферы бизнеса

Технико-экономический эффект

Число отдыхающих на территории области вне города составило 65-67% населения Волгоградской агломерации или около 837-863 тыс. человек.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

04.11.2000

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)