ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

01-062-00

Наименование проекта

Система хранения и обработки данных о пациентах родильного дома

Назначение

Информационно-аналитическая поддержка работы врачей и администрации родильного дома.

Рекомендуемая область применения

Родильные дома, родильные отделения клиник. Информационная поддержка деятельности руководства и персонала предоставлением оперативной информации об обслуживании пациентов, программно-математических средств анализа данных и генерации отчетных документов.

Описание

Частное техническое решение, имеющее самостоятельное значение.

Предлагаемая к рассмотрению система хранения и обработки данных о пациентах родильного дома («Информационно-аналитическая система родильного дома» ( ИАС РД)), в первую очередь, предназначена для информационной поддержки деятельности руководства и медицинского персонала родильного дома путем предоставления оперативной информации о ходе обслуживания пациентов, а также - программно-математических средств анализа данных и генерации отчетных документов. Весь объем работ по созданию полнофункциональной ИАС РД подразделяется на два взаимосвязанных этапа. На первом этапе выполнения работ реализуется базовая информационная система, осуществляющая централизованный сбор, накопление и обработку информации, поступающей из приемного, родильного, послеродового отделений и отделения новорожденных. Вся информация упорядочивается и хранится в централизованной базе данных (БД) в едином формате. Кроме того, обеспечивается управление БД, назначение прав доступа пользователей и администрирование ресурсов системы. Благодаря специализированному программному обеспечению сотрудники родильного дома получают возможность оперативного поиска и регламентированный доступ к информации о пациентах. Для формирования отчетов предоставляются средства вывода информации на печать в стандартной форме, принятой в родильном доме. Кроме того, в системе предоставляется возможность получения стандартного набора отчетных документов для вышестоящих организаций и прочих учреждений.

При разработке системы предусматривалась ее круглосуточная эксплуатация в условиях невысокого уровня компьютерной грамотности медицинского персонала с регламентированными перерывами на резервное копирование/восстановление данных и техническое обслуживание средств вычислительной техники. Пользовательскийwimp-интерфейс системы интуитивно прост и понятен как для работы, так и для обучения, а в программном обеспечении предусмотрена встроенная функция оперативной помощи пользователю. Каждому подразделению родильного дома соответствует специализированная подсистема, обслуживающая потребности этого подразделения и предоставляющая на сервер данные по своей специализации. Каждая подсистема представляет собой один или несколько компьютеров, оборудованных специализированным программным обеспечением и соединенных с сервером локальной вычислительной сетью. Программное обеспечение устанавливается в соответствии с видами медицинских услуг, оказываемых пациентам родильного дома. Задачу хранения и обработки данных выполняет подсистема хранения и обработки информации (подсистема-сервер). Обслуживает работу всей системы - подсистема администратора системы.

В минимальной конфигурации ИАС РД включает: четыре подсистемы отделений, подсистему Главного врача, подсистему хранения и обработки информации, подсистему администрирования информационной системы. Подсистема информационного обеспечения приемного отделения. Выполняет функцию ввода в систему сведений о поступивших пациентах в объеме Обменной карты, обеспечивает заведение новой Истории родов, ввод сведений о том в какое отделение направляется роженица. Осуществляет поиск информации о пациентах, в объеме предусмотренном для родственников. Подсистема информационной поддержки родильного отделения. Выполняет функцию предоставления, сбора и обработки служебной информации в родильном отделении и полученную из приемного отделения. Обеспечивает быстрый доступ к интегральной информации о пациентах и текущем состоянии процесса обслуживания (поступление, данные анализов и обследований, диагностика, терапия и др.). Подсистема информационного обеспечения послеродового отделения. Выполняет функции отслеживания текущего количества пациенток и распределения их по палатам отделения; формирование списков пациенток по определенным признакам (текущее состояние, осложнения в родах и после родов и др.), по видам назначения (листов назначения); перемещение пациентов в другие отделения или стационары. Подсистема информационного обеспечения отделения новорожденных. Выполняет функции ввода в систему сведений о ежедневном наблюдении медицинской сестры за новорожденным, его предварительного диагноза; данных вскармливания ребенка; информация о матери (ФИО, возраст, национальность и др.), расположении ребенка и матери (палата, кровать); данных о вакцинации и т. д. Подсистема рабочего места Главного врача. Обеспечивает мониторинг состояния коечного фонда отделений родильного дома по количественному и качественному составу; перемещений рожениц и новорожденных между отделениями; просмотр историй родов в электронном виде; получение статистической информации по различным обусловленным критериям и т.д. Подсистема хранения и обработки информации. Выполняет функцию хранения медицинской информации (хранилище данных). Автоматически вычисляет и хранит показатели работы учреждения за отчетные периоды, защищает информацию от неблагоприятных факторов воздействия пользователей. Подсистема хранения и обработки информации построена таким образом, что подключение очередных отделений родильного дома не требует ее существенного изменения или изменения структуры хранимой информации. Кроме того, проводится анализ целесообразности включения в состав хранилища данных информации в аудио формате (хранение ежедневных наблюдений, вводимых с помощью микрофона), в графическом формате (изображения, снятые с диагностических приборов) и др. Подсистема администрирования системы. Выполняет функцию управления правами доступа сотрудников родильного дома к различным подсистемам и различным видам информации, хранимой в информационной системе. Обеспечивает процедуру резервного копирования и восстановления информации из архива.

Прикладное программное обеспечение каждой подсистемы поддерживает функцию оперативной помощи пользователю по работе в информационной системе родильного дома. Функции обслуживания ИАС РД выполняет один администратор системы, он же - администратор вычислительной сети. Выполняя свои обычные обязанности, администратор системы оперативно реагирует на возможное возникновение различного рода сбоев в работе технических средств, общесистемного или прикладного программного обеспечения. Доступ к работе в системе имеют только лица, зарегистрированные администратором системы. Процедура регистрации пользователей производится на рабочем месте администратора согласно иерархии уровней доступа пользователей к работе с теми или иными подсистемами и с той или иной информацией в соответствии с занимаемой должностью и кругом функциональных обязанностей. На втором этапе выполнения работ реализуется та часть информационной системы, которая обеспечивает взаимодействие с данными, поступающими из отделений: пренатальной диагностики, патологии беременности, обсервационного; реанимации новорожденных; анестезиолого-реанимационного; клинико-диагностической лаборатории; аптеки; бухгалтерии; отдела кадров и других вспомогательных подразделений. Кроме того, следует отметить возможность организации обмена данными ИАС РД с системами других лечебно-профилактических учреждений и вышестоящих организаций посредством информационных технологий всемирной сетиinternet.

Преимущества перед известными аналогами

Максимальный учет "бизнес-процессов".

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации (программный макет).

Результаты испытаний

Система обеспечивает получение оперативных и качественных сведений.

Технико-экономический эффект

- повышение производительности труда в 2 раза; - повышение качества принимаемых решений и медицинской информации; - уменьшение сроков обработки нормативной документации в десятки раз.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

23.10.2000

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)