ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

52-004-00

Наименование проекта

Усовершенствование автоматического фрикционного вариатора

Назначение

Для обеспечения стабильного и экономичного режима работы двигателя.

Рекомендуемая область применения

Машиностроение

Описание

004-00

Механический автовариатор полезен как составная часть механического привода технологических, энергетических и транспортных машин. Об актуальности использования механических автовариаторов в приводах современных машин свидетельствуют, в частности, разработки и серийные изделия ведущих мировых автомобильных концернов, таких как Хонда, Тойота, Мазда, Ниссан - Яп.; Форд - США; Фиат - Ит.; ДАФ - Голл.; ИДМ, Лижье - Фр.; Опель - Герм.

Вариаторы работают в трансмиссиях энерговооруженных (5ч200)кВт машин (см.ж. «За рулем», 1999 год).

Автоматический фрикционный вариатор содержит ведущее 1 и ведомое Н звенья, связанные соответственно с ведущим и ведомым валами и тела качения 7, взаимодействующие с рабочей поверхностью ведущего звена и опорной поверхностью корпуса 5. Тела качения размещены в гнездах 8 упругого сепаратора, гнезда в свою очередь связаны с ведомым валом Н посредством гибких звеньев 6, один конец которых жестко закреплен на ведомом валу, а второй конец - на соответствующем гнезде тела качения. Количество гибких звеньев равно количеству тел качения в упругом сепараторе. Гнезда тел качения в сепараторе соединены по окружности упругими вставками 9, кроме того автовариатор снабжен нажимным устройством 2 осевого типа, установленным между ведущим валом и ведущим звеном (рис.1 и рис.2).

Тела качения могут быть снабжены осями вращения, размещенными в гнездах упругого сепаратора. Гибкие звенья 6 могут быть выполнены в виде плоских пружин или тросов (рис.2,а), рабочая поверхность ведущего звена и эквидистантная ей опорная поверхность корпуса 5 могут быть коническими или иной формы.

Упругие вставки сепаратора могут быть выполнены в виде пружин или вставок из эластомерного материала, например, резины (рис.2,б).

Усовершенствование конструкции состоит в том, что рабочие фрикционные поверхности звеньев 1 и корпуса не эквидистантны, причем расстояние между этими поверхностями уменьшается в направлении общей оси автовариатора.

Устройство работает следующим образом.

При увеличении нагрузки на ведомом валу Н гибкие звенья изгибаются, как бы наматываясь на ведомое звено, и за счет этой деформации тела качения приближаются к общей оси автовариатора, передаточное отношение при этом увеличивается и у вариатора планетарного типа оно подчиняется зависимости

u 1,h =1+ ,

при этом момент на выходном валу автоматически увеличивается до потребной величины, а потребляемая мощность сохранится.

Нажимное устройство обеспечивает регулировку нормальных сил в контактах тел качения как с ведущим звеном, так и с опорной поверхностью корпуса, тем самым удается оптимизировать механический КПД вариатора.

Оптимизация механического КПД обеспечивается дополнительно регулировкой нормальных сил в фрикционных контактах за счет неэквидистантности рабочих поверхностей звена и опорной поверхности корпуса.

При снятии нагрузки на ведомом валу, геометро-кинематические размеры упругого сепаратора восстанавливаются.

Стадия освоения - выполнено макетирование в Омском государственном техническом университете, на автовариатор получен патент № 2101584.

Использование разработки в составе механического привода позволяет автоматически обеспечить стабильный, энергетически выгодный экономичный режим работы двигателя при многорежимной работе машин различного назначения, улучшить качество технологического процесса.

Рис.1 Механический автовариатор

(автоматический фрикционный вариатор)

Н - ведомое звено; 1 - ведущее звено; 2 - нажимное устройство;

3 - приводной вал; 4 - пружина; 5 - корпус; 6 - гибкие звенья;

7 - тела качения; 8 - гнёзда; 9 - упругие вставки

 

Рис. 2.

 

Преимущества перед известными аналогами

Аналоги не известны

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Использование разработки в составе механического привода позволяет автоматически обеспечить стабильный, энергетически выгодный экономичный режим работы двигателя при многорежимной работе машин различного назначения.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

19.02.2000

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)