ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

46-052-00

Наименование проекта

Перспективы государственного регулирования сельского хозяйства республики Марий Эл посредством обеспечения ресурсами на возвратной основе

Назначение

Предназначено для применения при определении госбюджета

Рекомендуемая область применения

Образование, государственное управление экономикой

Описание

Результат научных исследований

Рассмотрены следующие варианты сравнения деятельности фонда льготного кредитования АПК с прямым финансированием отрасли:

1. Разграничение уровня направления дотаций: в 1997 г. выделение средств за счет спецфонда составило 75 % уровня республиканских дотаций и 47,2 % общего уровня; в 1998 г. - 303 и 240 % соответственно.

2. Сопоставление динамики дотаций и кредитов на 100 га сельхозугодий и на 1 работника, занятого в сельхозпроизводстве: в 1997 г. - льготных кредитов 4,63 тыс. руб. и 615,5 руб.; в 1998 г. - 2,33 тыс. руб. и 410,5 руб.; дотаций и компенсаций, соответственно, 9,8 тыс. руб. и 1303 руб.; 1,0 тыс. руб. и 172 руб. (общая отрицательная динамика). Для сравнения, если на 1 га сельхозугодий в РМЭ 1997 г. приходится 16 долл., 1998 г. - 1,7 долл., то за тот же период в США на 1 га - 100 долл., в странах ЕС - не более 900 долл. По оценкам экспертов сумма бюджетных ассигнований на 1 га пашни в России должна быть не ниже, чем в Канаде или Финляндии (порядка 500 долл.).

3. Сопоставление дотаций (прямых расходов государства) с кредитами (временно отвлекаемыми средствами), то есть с затратами на компенсацию ѕ средневзвешенной ставки Центробанка. Расчеты показывают: в 1997 г. спецфонд РМЭ фактически израсходовал средств в 9 раз меньше (1998 г. не является показательным - бюджет выполнил обязательств перед отраслью на 32 %).

Исходя из сравнительной эффективности кредита (хотя бы в аспекте экономии государственных расходов) и постоянного бюджетного дефицита, возможно использовать часть бюджетных ассигнований для льготного кредитования. Предлагаются два варианта:

1. Выдача льготных кредитов по действующему законодательству. При этом, государство получит в качестве процентов добавочные средства (например, в 1998 г., исходя из плановых цифр, - 1135,9 тыс. руб., из фактических - 545,1 тыс. руб.). Естественно, все дополнительно образующиеся средства должны направляться на пополнение фонда.

2. Выделение бюджетных средств на страхование кредитов (тариф до 20 %; возврат Ѕ страхового платежа) и компенсацию ѕ ставки ЦБ РФ при привлечения средств коммерческих банков. В результате, в 1997-1998 гг. возможно было закладывать в бюджет средств соответственно на 54 и 38,8 % меньше при выделении кредитов на уровне лимитов дотирования. Направление объемов дотаций на эти цели позволило бы предоставить отрасли 25,2 и 6,4 млн. руб. в 1997 и 1998 гг. соответственно, что превысило бы объемы фактического прямого финансирования на 217 и 62 % (суммы значительны: в 1997 г. можно было дополнительно направить в отрасль 70,6 % фактически выделенных кредитов; в 1998 г. - 35,6 %). При нецелесообразности выделения средств в таком объеме имеет смысл их резервирование для кредитования в будущем периоде.

Для скептиков отметим, что все эти названные случаи должны восприниматься как вынужденная мера и использоваться в порядке исключения.

Привлечение средств коммерческих банков невозможно без развитой системы кредитных гарантий, в первую очередь, страхования. Можно использовать варианты перечисления возвратной суммы: полностью государству (применяется, когда эта сумма не больше его страховой дотации); деление пропорционально между страхователем и государством; полностью страхователю, если его страховой платеж не менее возвратной суммы (целесообразно ограничение «страхователь = сельскохозяйственное предприятие». Преимущества: появление дополнительного стимула возврата кредита; получение финансовых ресурсов после погашения ссуды). Коммерческому банку также необходимы гарантии надежности страховой организации. Решение видится в помещении суммы страхового платежа на депозитный счет в банке-кредиторе с условием безакцептного списания при наступлении страхового случая. Также возможно включение банка в число сторон сделки страхования (как выгодоприобретателя), чтобы без него договор не мог расторгаться (изменяться).

Основным препятствием осуществления страхования в сельском хозяйстве РМЭ является отсутствие фактически выделенных средств на эти цели.

Преимущества перед известными аналогами

Аналоги не известны

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение производительности труда в 1,5 раза.

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

18.01.2007

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)