ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

84-058-99

Наименование проекта

Определение среднего темпа износа деталей агрегатов автомобиля

Назначение

Оценка степени износа деталей

Рекомендуемая область применения

Эксплуатация автомобильного транспорта

Описание

Для оценки износостойкости деталей агрегатов автомобиля производится их микромонтаж перед сборкой, т.е. определение основных размеров. После сборки агрегаты устанавливаются на автомобили, работающие в реальных условиях эксплуатации. После определенной наработки агрегаты снимаются с автомобилей, и проихволитч микрометраж деталей. По результатам эксплуатационных испытаний определяется абсолютный износ детали ii в мкм.

Средний темп износа деталей определяется как

i = i/t,

где t - наработка детали в эксплуатации в тыс. с. Таким образом, темп износа имеет размерность мкм/1000 ч.

Зная предельный износ детали (определяется моментом резкого ухудшения показателей агрегатов автомобиля или безопасностью их дальнейшей эксплуатации) прогнозируется ее ресурс как

i = iпр / i ,

где iпр. - предельный износ детали в мкм и i - средний темп износа детали в мкм/1000 ч.

Однако темп износа детали определяется, как правило, по результатам испытаний нескольких агрегатов автомобиля с тем, чтобы избежать случайных ошибок, связанных с различными условиями эксплуатации и обслуживания автомобилей. При этом задача состоит в том, чтобы по данным экспериментальным точкам в системе координат i-t определить среднюю линию, которая проходит как можно ближе к истинной функциональной зависимости i = f(t). Как правило, для износа деталей эта зависимость имеет прямолинейный характер и определяется уравнением следующего вида

i=a0+at,

где a0 и a - постоянные коэффициенты.

Тангенс угла наклона этой линии к оси абсцисс есть средний темп износа детали.

Теория вероятности показывает, что наилучшим приближением к зависимости, приведенной выше, будет линия, для которой сумма квадратов расстояний по вертикали экспериментальных точек до линии будет минимальной. Этот метод называется методом наименьших квадратов, достаточно подробно изложен в учебниках по математической статистике (наиболее подробно изложен в книге Митропольского А.К. "Техника статистических вычислений". М., Издательство физико-математической литературы, 1961, 480 с.)

Расчет ведется в табличной форме и сводится к определению значений коэффициентов a0 и a. Указанный метод широко используется в исследовательском отделе ОАО "Автодизель" при определении средних темпов износа базовых деталей двигателей ЯМЗ по результатам их эксплуатационных испытаний в базовых автохозяйствах.

На приведенном рисунке показана эмпирическая зависимость износа гильзы двигателя ЯМЗ-238, работающего в составе автомобилей моделей МАЗ, от наработки. Указанная зависимость определяется уравнением следующего вида

i = 17+0,019t

Из уравнения следует, что средний темп износа гильзы на диаметр в поясе максимального износа (на расстоянии 28 мм от верхнего бурта гильзы) равен

i = tga = a = 0,019 мкм/ч = 19 мкм/1000 ч.

Таким образом, ожидаемый ресурс гильзы будет равен

i = 200/19 примерно 10,5 тыс. час.


Преимущества перед известными аналогами

Аналоги не известны

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение точности определения износа деталей агрегатов автомобиля

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

10.03.1999

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)